перейти на главную страницу  наши координаты  написать письмо  гостевая книга

УДК 616 89-008 441 3-053 7-084
ББК 56
. 14
С 404

Исследование проведено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) проект № 00-06-00234а

С 404 Сирота Н. А,, Ялтонский В.М., Хажилина И.И., Видерман Н.С. Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике

М. Генезис, 2001 — 216 с.
ISBN-5-85297-033-6

Книга адресована широкому кругу специалистов, занимающихся профилактикой наркомании и токсикомании (педагогам, психологам, психиатрам-наркологам, социальным работникам) В ней дана подробная информация о том, что и как нужно делать, чтобы профилактическое воздействие было эффективным Представлены две тренинговые программы обучения здоровому образу жизни: программа профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ для подростков и программа не психологической подготовки учителей средних в области профилактики наркозависимости и формирования здорового стиля у школьников

ISBN-5-85297 033-6
© Сирота Н А , Ялтонскии В М ,
Хажилина И И , Видерман Н С , 2001
© Издательство
ЦСПА “Генезис ”, 2001
 
www.genesis.ru

ВВЕДЕНИЕ

РОССИЯ переживает сложный период: раскол общества, затянувшиеся социально-экономические и политические преобразования, разрушение прежних стереотипов поведения, потерю идеалов и ценностей. Это является одной из причин неуверенности людей в завтрашнем дне.

Дети и подростки, со свойственной этому возрасту особой чувствительностью, оказываются наиболее незащищенными, уязвимыми, одинокими и психологически беспомощными перед жизненными трудностями. Часто они не готовы к новым жестким требованиям общества, не способны сделать самостоятельный выбор и взять на себя ответственность за свое поведение, за свое будущее, и поэтому оказываются в стрессовых ситуациях. Не обладая жизненными навыками, не умея выбирать эффективные способы снятия напряжения, которые давали бы им возможность сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый и эффективный стиль жизни, они не справляются с многочисленными проблемами. Это приводит к дезадаптивному и саморазрушающему поведению, в том числе, злоупотреблению наркотиками и другими психоактивными веществами.

Родители и педагоги не всегда обладают достаточными знаниями и навыками, позволяющими оказывать необходимую психологическую и социальную помощь детям. Происходит утрата связей между старшим и младшим поколениями. Тонкая грань, некогда разделявшая «старших» и «младших», резко увеличивается и стремительно приближается к пропасти непонимания.

Сложившаяся в обществе ситуация требует принятия неотложных мер по ослаблению воздействия хронических стрессов на людей. Решению данной проблемы может способствовать разработка и проведение профилактических программ, направленных на усвоение адаптивных способов совладания со стрессом.

Чтобы формировать у подростков способность самостоятельно, эффективно и ответственно строить свою жизнь, требуется подготовка специалистов, обладающих необходимыми качествами профессионального взаимодействия с подростками, знаниями, умениями и навыками обучения способности эффективно преодолевать жизненные проблемы.

Для решения этих задач разработаны программы профилактики нового поколения, базирующиеся на теоретических основах научной психологии и принятой Всемирной Организации Здравоохранения классификации профилактики злоупотребления психоактивными веществами.

Данные программы представляют собой систему обучения здоровому жизненному стилю (health promotion education), направленную на формирование у подростка стремления преодолевать жизненные трудности, справляться со стрессом без злоупотребления алкоголем и наркотиками. Конечная цель этих программ — формирование стрессоустойчивой и успешной личности.

Зачем нужна эта книга?

В последнее время создается все больше учреждений, фондов и движений, занимающихся профилактикой наркомании и токсикоманий, появляются публикации на эту тему, однако проблема наркомании не становится менее острой.

К сожалению, многие профилактические программы не имеют серьезного научно-теоретического обоснования. В этой книге представлены уникальные концептуально-обоснованные программы обучения здоровью. Они созданы доктором медицинских наук, профессором, руководителем отдела профилактики НИИ наркологии МЗ РФ Н.А. Сирота и доктором медицинских наук, доцентом, ведущим сотрудником НИИ наркологии МЗ РФ В.М. Ялтонским на базе многолетних теоретических и практических разработок.

Программы внедряются и совершенствуются научными сотрудниками НИИ наркологии МЗ РФ, психологами, психотерапевтами И.Л. Баушевой, И. И. Хажилиной, Н.В. Никольской, Н.С. Видерман, О. В. Петунс. Практическая работа проводится в различных учебных заведениях г. Москвы и других регионов России. В книге представлены 2 программы:

  • Программа копинг-профилактики употребления наркотиков и других нсихоактивных веществ для школьников подросткового возраста.

  • Программа психологической подготовки учителей средних школ в области профилактики наркозависимости и формирования здорового образа жизни у школьников.

Ознакомление с программами поможет читателю понять, что:

1. Каждый человек имеет безграничные возможности для получения радости от жизни без употребления психоактивных веществ. Нужно просто суметь раскрыть в себе эти возможности.

2. Каждый человек, если захочет, может научиться эффективно справляться со стрессом, успешно разрешать проблемы. Для этого ему нужно развивать в себе способности, данные от природы, и формировать недостающие навыки уверенного поведения, эффективного общения, разрешения проблем.

3. Если один человек умеет что-то делать хорошо, он может научить этому другого. Поэтому тот, кто хочет осознать и развить свои возможности, должен пройти обучение у того, кто владеет этими навыками. Тогда и он сам сможет помогать другим.

Внедрение программ, представленных в этой книге, поможет подрастающему поколению научиться противостоять зависимости от психоактивных веществ и других форм психологической дезадаптации.

О структуре издания

Данное издание построено по следующему принципу. Первые три главы — теоретические. Они включает в себя обзор современных теорий в области профилактики наркомании и токсикоманий.

Последняя глава — практическая. В ней представлены тренинговые программы, обучающие здоровому образу жизни, специально разработанные для разных представителей образовательного процесса — школьников и учителей. Упражнения, включенные в программу тренингов, направлены на формирование и осознание ресурсов личности (представление о себе — Я-конценция, самоуважение, самоэффективность; когнитивные процессы — понимание, осмысление происходящего; ответственность за собственную жизнь; умение понимать окружающих и сопереживать им; коммуникативная социальная компетентность; восприятие и оказание социальной поддержки). Развитие этих навыков помогает человеку научиться преодолевать стрессы, жить полной жизнью без использования наркотиков и других психоактивных веществ. Упражнения, представленные в тренинговых программах, апробированы авторами и успешно применяются в работе с детьми, подростками и взрослыми.

Авторы выражают искреннюю признательность и благодарность члену-корр. РАМН, проф. Н.Н. Иванцу за оказанную в работе поддержку, проф. Ю.В. Попову за многолетнее и чуткое участие в научном и профессиональном становлении авторов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

"Неважно сколько нам лет,
мы на своем месте можем свободно развиваться
и получать от этого удовольствие"

Вирджиния Сатир

Вы выбрали эту книгу не случайно. Возможно, ваш интерес носил профессиональный характер, или вы надеялись найти способ, как уберечь близкого вам человека от употребления психоактивных веществ. Мы надеемся, что книга в любом случае оказалась вам полезной и помогла получить необходимые знания.

Цель наша была очень проста: мы стремились показать, что каждый человек может научиться радоваться жизни, эффективно справляться со стрессом, успешно разрешать жизненные трудности без употребления психоактивных веществ, если он этого хочет. И в то же время, наша цель была очень серьезна, — мы хотели показать, что профилактика употребления психоактивных веществ — научно-обоснованный, методологически выверенный, профессиональный процесс. Однако если вы захотите, вы сможете стать профессионалом в области профилактики или субпрофессионалом — то есть человеком, не имеющим соответствующего диплома, но готовым включиться в эту актуальную проблему, особенно, если она каким-то образом задевает вас лично.

Мы говорим вам до свидания!

Желаем Вам удачи!

ОБ АВТОРАХ

Сирота Наталья Александровна — доктор медицинских наук, профессор, руководитель отдела профилактики НИИ наркологии МЗ России, профессор кафедры психологии Московской Академии МВД России.

Ялтонский Владимир Михайлович — доктор медицинских наук, доцент, ведущий научный сотрудник отдела профилактики НИИ наркологии МЗ России, руководитель группы психологического обеспечения Московской Академии МВД России.

Хажилина Ирина Ивановна — клинический психолог, научный сотрудник отдела профилактики НИИ наркологии МЗ России, руководитель программы для родителей.

Видерман Наталья Станиславовна — кандидат психологических наук, старший научный сотрудник отдела профилактики НИИ наркологии МЗ России.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................З

Зачем нужна эта книга................................................................... 5

О структуре издания...................................................................... 7

ГЛАВА 1

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ И ТОКСИКОМАНИЙ ............... 9

1.1. Теоретические основы профилактики зависимостей от психоактивных веществ....................................................... 10

Копинг-поведение ....................................................................... 14

Копинг-стратегии ......................................................................... 18

Копинг-ресурсы........................................................................... 23

1.2. Пассивные и активные механизмы совладания со стрессом. Соотношение копинг-механизмов и механизмов психологической защиты.............................. 31

1.3. Исследование копинг-поведения в наркологии.............. 37

Копинг-поведение подростков................................................. 44

ГЛАВА 2

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ И ТОКСИКОМАНИЙ........................................ 49

2.1. Классификация видов профилактики.

Ее цели и задачи.................................................................... 50

Цели профилактики........................................................... 51

Задачи профилактической деятельности...................... 52

2.2. Основные модели профилактики наркомании и токсикоманий ........ 54

Транзакциональная модель превенции А. Дж-Самероффа........................ 55

Модель антисоциального поведения Г. Паттерсона ............................... 56

Модель поведения риска Р. Джессора....................................................................... 57

2.3. Основные подходы к профилактике зависимостей

от психоактивных веществ ................................................. 60

2.4. Концептуальная модель профилактики наркомании и токсикоманий у подростков.....66

Модель активного адаптивного функционального копинг-поведения............................ 67

Модель псевдоадаптивного дисфункционального копинг-поведения ...................... 69

Модель пассивного дисфункционального дезадаптивного копинг-поведения подростков.. 73

ГЛАВА 3

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ............. 83

3.1. Принципы построения профилактических программ.... 84

3.2. Основные направления профилактической работы ...... 86

3.3. Технологии профилактики ................................................... 91

Технологии первичной профилактики........................... 93

Технологии вторичной профилактики ........................... 97

Технологии третичной профилактики.......................... 101

ГЛАВА 4

ТРЕНИНГИ ОБУЧЕНИЯ ЗДОРОВОМУ ЖИЗНЕННОМУ СТИЛЮ .....................107

КОПИНГ-ПРОФИЛАКТИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ И ДРУГИХ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

Программа для подростков .................................................................110

Занятие 1

Знакомство. Представление программы............................... 114

Занятие 2

Жизненные навыки и стратегии преодоления проблем...... 118

Занятия 3

Развитие копинг-стратегии «Разрешение проблем», тренинг навыков проблеморазрешающего поведения ...........................................................120

Занятие 4

Развитие стратегии «Разрешение проблем», тренинг навыков проблеморазрешающего поведения (продолжение)............................................................................ 122

Занятие 5

Развитие стратегии «Разрешение проблем», тренинг навыков проблеморазрешающего поведения (продолжение)............................................................................ 124

Занятие 6

Развитие копинг-стратегии «Разрешение проблем» и «Поиск социальной поддержки».

Тренинг навыков проблеморазрешающего и социально-поддерживающего поведения . 127

Занятие 7

Тренинг разрешения проблем и принятия решения .................................. 128

Занятие 8

Развитие когнитивной оценки проблемной и/или стрессовой ситуации...................................................... 131

Занятие 9

Развитие копинг-стратегии поиска социальной

поддержки. Тренинг навыков поиска, восприятия

и оказания социальной поддержки......................................... 133

Занятие 10

Развитие копинг-стратегии поиска социальной поддержки. Тренинг навыков поиска, восприятия и оказания социальной поддержки (продолжение)............ 137

Занятие 11

Модификация копинг-стратегии избегания и тренинг адекватных форм стратегии избегания .................. 138

Занятие 12

Развитие Я—концепции. Тренинг навыков самоконтроля и самоэффективности ...... 141

Занятие 13

Развитие Я-концепции. Тренинг навыков самоконтроля и самоэффективности (продолжение).................................... 144

Занятие 14

Развитие эмпатии, аффилиации, коммуникативной и социальной компетентности. Тренинг коммуникативных навыков ......................................................146

Занятие 15

Информация о наркотиках и психоактивных веществах ..... 151

Занятие 16

Развитие личностного контроля над ситуацией. Тренировка навыков противодействия давлению среды ......................................................................... 152

Занятие 17

Подведение итогов и определение целей на будущее ....... 157

ПРОФИЛАКТИКА НАРКОЗАВИСИМОСТИ И ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ

Программа психологической подготовки учителей средних школ ........................... 160

Занятие 1

Знакомство. Представление программы................................ 164

Занятие 3

Особенности подросткового возраста .................................167

Занятие 3

Стратегии и навыки преодоления стрессовых ситуаций..... 170

Занятие 4

Тренинг разрешения проблем и принятия решений............ 172

Занятия 5 и 6

Тренинг разрешения проблем и принятия решений (продолжение)............................................................................ 176

Занятие 7

Тренировка проблеморазрешающего поведения............... 177

Занятие 8

Развитие копинг-стратегий поиска и оказания социальной поддержки. Тренировка навыков социально-поддерживающего поведения................................................. 180

Занятие 9

формирование и развитие Я-концепции ............................... 186

Занятие 10

Поведенческая копинг-стратегия избегания ......................... 191

Занятие 11

Развитие коммуникативных копинг-ресурсов, эмпатии и аффилиации ....... 193

Занятие 12

Подведение итогов и определение целей на будущее ....... 197

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ....................................................................... 200

ЛИТЕРАТУРА.......................................................................... 201


НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ

Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике

Сирота Наталья Александровна Ялтонский Владимир Михайлович Хажилина Ирина Ивановна Видерман Наталья Станиславовна

Редактор О. Л. Беленицкая Художник С. Герасимов

Дизайн и верстка В. А. Солодков

ЛР №064979 от 5 февраля 1997 г. Издательство ЦСПА «Генезис» 123298, Москва, ул. Ген. Берзарина, 16 тел. 203-04-07, факс 202-66-77 e-mail: www.genesis.ru

Формат 60х84 1/16. Подписано в печать 22.06.2001 г. Печать офсетная. Гарнитура Кудряшов Бумага офсетная. Усл. печ. л. 12,56 Тираж 5000 экз. Заказ № 1825.

Отпечатано в полном соответствии с качеством предоставленного оригинал-макета на ГИПП "Вятка". 610033, г. Киров, ул. Московская, 122.


[ в начало страницы ]