перейти на главную страницу  наши координаты  написать письмо  гостевая книга

ПРОФИЛАКТИКА В ШКОЛЕ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ, ИСТОРИИ, ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЯ и основ законодательства

Одним из вариантов антинаркотического воспитания в школе является информирование о научных фактах, законодательных и исторических аспектах, связанных с использованием психоактивных веществ. Это информация, может быть использована на уроках биологии, обществоведения и истории. Она предназначена для того, чтобы сформировать понимание детей 8-11 классов относительно биологических эффектов при злоупотреблении психоактивными веществами, политических последствий торговли наркотиками в истории, об отражении проблемы злоупотребления наркотиками в законодательстве Российской Федерации и за рубежом. В разделе предложена информация, которая может быть использована при проведении уроков по общеобразовательным предметам. Она может быть дополнена и развита, а также использоваться фрагментарно, в соответствии с задачей сформировать первичные научные понятия о наркотиках и негативных последствиях злоупотребления. В зависимости от общего уровня осведомленности аудитории учащихся, обыденных представлениях о наркотиках, информация может представляться с той или иной мерой условности, упрощения и обобщения.

[ в начало страницы ]

Биология

Строение головного мозга

Мозг состоит из нескольких больших отделов, каждый из которых ответственен за жизненно важные функции и деятельность. Эти отделы включают ствол, мозжечок, лимбическую систему, промежуточный мозг, кору головного мозга (рис. 1).

 

Рис.1
На
рисунке мозга в разрезе, показаны некоторые главные области головного мозга

 Ствол мозга связывает головной и спинной мозг. Стволовая часть контролирует множество основных функций, таких как сердечный ритм, дыхание, глотание и сон. Мозговой ствол выполняет это, влияя на спинной мозг, другие части мозга и тела, чтобы обеспечить основные функции жизнедеятельности.

Мозжечок, который составляет только восьмую часть от всей массы мозга, координирует команды мозга, связанные с двигательными навыками. Например, при ходьбе, для поддержания равновесия и положения тела необходима деятельность мозжечка. Это - важная структура, расположена выше стволовой области мозга.

На вершине стволовой области мозга в толще тканей под корой, имеется большой набор примитивных эволюционных мозговых структур называемых лимбической системой (рис 2). Лимбическая система участвует во многих наших эмоциях и побуждениях, особенно тех, которые связаны с выживанием (например, страх, гнев, эмоции, связанные с половым поведением). Лимбическая система также отвечает за чувства удовольствия, которые связаны с сохранением жизни, типа тех, что человек испытывает от еды или секса. Две большие части лимбической системы назвали миндалиной, и гиппокампом, последний участвует также в процессах памяти. Одной из причин, по которой наркотики при злоупотреблении нарушают мощный контроль над нашим поведением, является то, что они действуют непосредственно на эволюционно примитивные стволовые области мозга и лимбическую систему, и не допускают кору в управление нашим поведением. В действительности, они устраняют наиболее "человеческую" часть нашего мозга от роли в управлении нашим поведением.

Промежуточный мозг, также расположен ниже больших полушарий, и включает таламус и гипоталамус (рис 2). Таламус вовлечен в сенсорное (чувственное) восприятие и регуляцию моторных (двигательных) функций. Он соединяет области мозговой коры, которые вовлечены в сенсорное восприятие и движение с другими частями головного и спинного мозга, которые также играют роль в ощущении и движении.

 

Рис 2. Здесь головной мозг изображен в разрезе. Показаны некоторые из внутренних структур - миндалина и гиппокамп, которые находятся в глубине мозга. На рисунке изображены приблизительно в тех областях, где они расположены.

Гипоталамус является очень маленьким, но важным компонентом промежуточного мозга. Он играет главную роль в регулировании гормонов гипофиза, температуры тела, надпочечников, и многих других жизненных функций.

Кора головного мозга, разделена на правое и левое полушарие, составляет примерно две трети мозговой массы. Она окружает большинство остающихся структур мозга. Это - наиболее высоко развитая часть человеческого мозга и отвечает за мышление, восприятие, и речь. Это - также самая эволюционно новая структура в истории развития мозга. Кора может быть разделена на области, каждая из которых имеет определенную функцию (рис 3). Например, одни области, отвечают за зрение, слух, осязание, обоняние и движение. Другие области чрезвычайно важны для мышления, анализа и синтеза.

 

Рисунок 3.
На этом рисунке мозга в разрезе показаны области коры больших полушарий и их функции

Хотя много функций, например, осязание, имеют свое представительство в правом и левом полушарии, за некоторые другие функции отвечает только одно полушарие мозга. Например, у большинства людей, за речь ответственно левое полушарие.

[ в начало страницы ]

Нейроны и нейропередача

Мозг состоит из миллиардов нервных клеток или нейронов. Нейрон состоит из трех основных частей (Рис.4): ядро, которое управляет всеми действиями нейрона; дендриты - короткие отростки ядра, которые получают сообщения от других нейронов и выполняют роль реле к ядру; аксон - длинное отдельное волокно, которое передает сообщения от тела ядра к дендритам других нейронов или тканям тела, мышцам.

Хотя большинство нейронов содержит все три части, имеется широкий диапазон разнообразия.

 

Рисунок 4

 Передача возбуждения от аксона одного нейрона к дендритам другого, называется нейропередачей или нейротрансмиссией. Аксоны и дендриты расположены очень близко друг к другу, передача сигналов от аксона к дендриту происходит главным образом путем выделения специальных химических веществ в, так называемую, синаптическую щель - пространство между аксоном и дендритом (Рис. 5). Место, где соединяется аксон и дендрит, называется синапсом. Возбуждение путешествует как электрический импульс по аксону к синапсу. Там, из аксона в синапс, выделяются молекулы, называемые нейромедиаторами. Нейромедиаторы рассеиваются в синапсе и связываются со специальными клетками, называемыми рецепторами, которые расположены в пределах мембран дендритов смежного нейрона. Это, в свою очередь, стимулирует или блокирует электрический ответ в дендритах нейрона получения. Таким образом, нейромедиаторы действуют как химические посредники, неся информацию от одного нейрона к другому.

 

Рисунок 5.

Имеются много различных типов нейромедиаторов, каждый из которых имеет строго определенную роль, играющую в работе мозга. Нейромедиатор может быть связан только с соответствующим рецептором. Поэтому, когда нейромедиатор воздействует на рецептор, это - подобно приспособлению ключа в замок.

С этого контакта начинается целый ряд событий на поверхности дендрита нейрона, получающего сигнал и внутри ядра. Сообщение, которое несет нейромедиатор получено и обработано нейроном получающим раздражение. Как только это произошло, нейромедиатор инактивирован одним из двух способов.

Это или разрушение ферментом или повторное поглощение назад нейроном, который выделял нейромедиатор. Реабсорбция (также известная, как повторное поглощение) выполняется транспортными молекулами (Рис. 5). Транспортные молекулы находятся в мембранах аксонов, которые выпускают нейромедиаторы. Они подбирают определенные нейромедиаторы от синапса и несут их назад к мембранам ядра и в аксон. Тогда нейромедиаторы доступны для повторного использования в более позднее время.

Как отмечено выше, сообщения, полученные дендритами, переданы к телу ядра и затем к аксону. Аксоны затем передают сообщения, которые в форме электрических импульсов идут к другим нейронам или тканям тела. Аксоны многих нейронов окружены жировым веществом, называемом миелином. Миелин имеет несколько функций. Одной из наиболее важных его функций является увеличение скорости нервного импульса, проходящего по аксону. Темп проведения нервного импульса по миелинезированному аксону может достигать скорости 120 метров в секунду. Напротив, нервный импульс по аксону без миелина может проходить не быстрее чем примерно 2 метра в секунду. Толщина миелиновой оболочки на аксоне связана с функцией этого аксона. Например, аксоны, которые рассчитаны на большие расстояния, типа тех, которые простираются от спинного мозга до ног, вообще, содержат густое покрытие миелина, чтобы облегчить более быструю передачу импульса нерва.

* Примечание: Аксоны, которые передают сообщения от головного или спинного мозга к мышцам и другим тканям тела – нервные стволы человеческого тела. Большинство этих аксонов покрыто толстым слоем миелина, что объясняет беловатый внешний вид нервов.

[ в начало страницы ]

Эффекты злоупотребления наркотиками

Удовольствие, которое ученые назвали положительным подкреплением или наградой, является очень мощным биологическим фактором важным для нашего выживания.

Если Вы от чего-то получаете удовольствие, это фиксируется в мозге таким образом, что Вы приобретаете тенденцию делать это снова.

Поддерживающие жизнь действия, типа еды, активизируют цепь специализированных нейронов, направленных на создание и регулирование положительного подкрепления.

Одна из важнейших систем таких нервных клеток, использует химический нейромедиатор, называемый дофамин, она находится на самой вершине стволовой области мозга в вентрально- тегментальной области (VTA) (Рис.6).

Эти дофаминовые нейронные реле сообщают об удовольствии через нервные волокна в нейроны лимбической системы в структуру называемую ядром аккумбенс.

Другие волокна идут к лобной области мозговой коры. Так, цепь положительного подкрепления, которая известна как, мезолимбическая дофаминовая система, охватывает стволовую область мозга, где расположены жизненно важные центры, лимбическую систему, отвечающую за эмоции, и лобную мозговую кору.

Наркотики, которые вызывают зависимость, могут искусственно активизировать цепь положительного подкрепления мозга. Наркомания - биологический, патологический процесс, который изменяет путь нервного импульса в центрах удовольствия, а также в других частях мозга и функциях.

 

Рисунок 6.
Этот рисунок мозга в разрезе, демонстрирует мозговые области и проводящие пути, вовлеченные в цепь положительного подкрепления

 Чтобы понять этот процесс, необходимо исследовать эффекты наркотиков на нейротрансмиссию. Почти все наркотики, которые изменяют работу мозга, так воздействуют на химическую нейропередачу. Некоторые наркотики подобно героину и LSD, подражают эффектам естественного нейромедиатора. Одни, подобно PCP (псилоцибин), блокируют рецепторы и таким образом препятствуют продвижению сигналов по нейронам. Другие, подобно кокаину, соединяются с молекулами, которые являются ответственными за транспортировку нейромедиаторов назад в нейроны, которые их выделяли (Рис 7), увеличивая их присутствие в синапсе. Наконец, некоторые наркотики типа метамфетаминов, действуют таким образом, что нейромедиаторы выделяются гораздо в больших количествах, чем в норме.

Использование наркотика приводит к фундаментальным изменениям в мозге. Эти изменения - главный компонент зависимости, непосредственно болезни.

Рисунок 7.
Когда кокаин проникает в мозг, он блокирует дофаминовый транспортер от всасывания дофамина обратно в передающий нейрон, орошая синапс с дофамином. Это увеличивает и продлевает стимуляцию получающих нейронов в мозговой зоне удовольствия

Представьте себе, что в мозге существует как бы "выключатель", он "щелкает" в некоторой точке во время использования наркотика. Точка, в которой происходит "щелчок", различна у индивидов, но эффект этого изменения у всех одинаков - это переход от злоупотребления к зависимости.

Поэтому нужно понимать, что болезни, называемые наркоманией являются не просто дурной привычкой или признаком “слабой воли”, это класс заболеваний, который основан на нарушении нормальной работы мозга. Однако это вмешательство в деятельность нашего главного органа разума начинается с пренебрежения к нему.

[ в начало страницы ]

В данном разделе было использовано руководство
Mind Over Matter. Teacher`s guide. NIDA, 1997, 32 p.

Тематические занятия

В этой части, изложена методика проведения занятий в учебных заведениях. Целью занятий является формирование позитивных представлений о взаимоотношениях между людьми и о самом себе. Это открывает возможности и является необходимым условием для формирования представлений о безопасном поведении и образе жизни. Тематика занятий определена исследованиями в психологии подростков, принадлежащих к группе риска в отношении потребления алкоголя и других психоактивных веществ. Подростковый возраст характеризуется развитием символического мышления, поэтому на занятиях преобладают вербальные методы работы. Общая идеология исходит из фундаментальных исследований в психологии: теории социального научения и динамики малой группы, которые имеют огромное прикладное значение в практике психологической коррекции. Следуя определенному своду правил поведения в группе, о которых все время следует напоминать ребятам, при проведении занятий мы приближаемся к границам доверительности без оценок поведения отдельной личности. Негативные образцы поведения конкурируют с позитивными, и как следует из теории и эксперимента социального обучения, последние - оказываются сильнее. В настоящее время практика реализации подобных программ является альтернативой традиционному подходу в профилактике связанному с информированием о негативных последствиях рискованного поведения употребления алкоголя и других психоактивных веществ, опасного секса, ситуаций насилия и жестокости.

Тематика и форма проведения занятий не являются жестко фиксированными и могут изменяться в зависимости от конкретных условий, однако условия безопасности личности в группе следует соблюдать неукоснительно. Данные занятия могут проводиться как в условиях учебных заведений, их группах так и в неформальных объединениях, главное чтобы участники и руководитель были достаточно мотивированы для подобной деятельности. Позитивная мотивация возникает и укрепляется по ходу проведения “урока за уроком”. Кроме того, время от времени необходимо осуществлять рефлексивный контроль о том, возникает ли ощущение потерянного времени, и на что было бы лучше его потратить.

Для проведения данной работы не обязательно требуется профессиональная квалификация психолога, тем не менее, понимание принципов гуманистической психологии необходимо. В результате данной программы не ставится задача получения немедленных запланированных результатов в изменении поведения, скорее это развитие понимания своего пути, шанс на подобное понимание и раскрытие. Результаты исследований показывают, что изменения в намерениях и поведении после талантливо поданной информации, например в лекционных занятиях гораздо ниже, чем позитивные сдвиги, полученные в результате предлагаемого тренинга.

Данная программа, обогащенная сведениями из опыта и наблюдений врачей и психиатров-наркологов, профессиональными знаниями о влиянии алкоголя и различных видов наркотических веществ на центральную нервную систему, психику, человека внутренние органы приобретает дополнительную ценность. В ходе изложения материала о психоактивных веществах уместно говорить о стадиях опьянения, постинтоксикационных состояниях, признаках риска, развивающейся наркомании, о зависимости. Данная информация предлагается в виде авторитетного мнения одного из участников группы и не должна провоцировать дистанцированные отношения лектора и аудитории.

Перед проведением цикла занятий целесообразно провести опросы с целью выяснения степени знакомства с психоактивными веществами, мнений и опыта в отношении их употребления.

 Занятие 1. Вступление, знакомство, правила общения.

Что такое практическая психология, приобретение психологической компетентности. Очевидно, это, прежде всего умение, понимать себя и других.

И меньше всего мне хотелось бы, чтобы под практической психологией люди понимали навыки манипулирования людьми, но об этом мы также будем с вами говорить. Итак, понимать себя и других в ходе общения. Каждый день мы находимся среди множества людей, порой мы вступаем в мимолетные контакты, и чаще всего общаемся с людьми, с которыми мы знакомы. Одни нам нравятся, другие не очень, к третьим мы еще не определили своего отношения. Но, так или иначе, общение все-таки начинается со знакомства. Как люди знакомятся.

Представление руководителя и участников программы. На небольших листочках пишется свое имя, причем то которое вам больше всего нравится, это может быть уменьшительное имя или забавное или ласковое прозвище, против которого Вы ничего не имеете. Затем к своему имени припишите, пожалуйста, 2-3 своих качества, свойства, черты характера или пристрастия, главное чтобы они были не ругательными не самокритичными, они должны быть либо положительными, либо вполне простительными.

После этого давайте встанем и посмотрим, у кого чего получилось.

А теперь, когда мы знакомы, давайте, установим правила, по которым мы будем здесь работать. Правило первое, и самое существенное касается того, как мы будем сидеть - только в кругу. Это необходимо, для того чтобы у нас всех было равное положение. Подумайте, почему круг. Вспомните, как вы сидите в классе. Сидеть на первой парте и на последней - это не одно и то же. Особенно хочется забиться на последнюю парту, если урок не интересен или не выучен. Или люди вообще не любят сидеть впереди, потому что им не нравится, когда на них обращают внимание. Ведь все время такое впечатление, что говорящий в аудитории в первую очередь обращается к тем, кто ближе к нему, т.е. на первых рядах. Для нашей с вами работы необходимо убрать дистанцию, которая обусловлена расположением столов и стульев, поэтому, пожалуйста, в круг. Теперь давайте посмотрим кто, как сел, кто с кем, случайно ли это.

Давайте рассядемся по-другому и продолжим устанавливать правила. У меня есть к вам целый ряд предложений, но если вы сочтете нужным, пожалуйста, любые правила принимаются к обсуждению.

Итак.

Каждый имеет право высказываться, не подвергаясь критике и оскорблениям.

Не бойся рисковать - быть откровенным.

Вы имеете право на собственное мнение - старайтесь говорить только от своего имени.

Соблюдайте конфиденциальность, если вы узнали что-то личное о члене нашей группы, это должно остаться здесь.

Оставим все свои предыдущие взаимоотношения за окном - мы здесь и теперь.

Старайтесь понять мнение другого.

Последнее правило очень тесно связано с тем, как мы говорим и как мы слушаем.

Обсудим каждое из них, и может быть, найдем свои правила.

А теперь давайте назовем темы, которые чаще всего кажутся “неудобными”, и которые мы хотели бы обсудить.

Занятие 2. Общение, речевое, неречевое, умение слушать и говорить.

В прошлый раз мы познакомились и установили что это условие более или менее длительного общения. Воспользуемся карточками именами и продолжим.

Общение является одним из главнейших условий того, что мы все здесь люди, личности. Этого, как правило, нельзя вспомнить, но как мы научились ходить, говорить, есть по- человечески, следить за собой, одеваться и многое другое - конечно в процессе общения. Сначала с самыми близкими. Потом мы научились играть со своими сверстниками и взрослыми, тоже общаясь, взаимодействуя. Все представления о себе и об окружающем физическом и социальном мире мы получили в общении. От того, как и с кем мы общаемся, зависит и наша уверенность в себе и способность противостоять и подчиняться давлению, которое на нас оказывается, насколько правильно мы понимаем чувства у себя и окружающих намерения свои и чужие. В ходе общения мы удовлетворяем множество своих потребностей. Общение может быть эффективным и неэффективным. Главное условие эффективного общения - то понимание эмоций, чувств другого человека и умение сообщить о собственном эмоциональном состоянии.

Общение протекает с помощью речи, это очевидно. Но это не все. Представьте себе людей говорящих на разных языках. Как они общаются? Жест, мимика, поза, интонации - это неречевые (невербальные) составляющие общения.

А теперь давайте попробуем, посмотрим, как это выглядит на практике.

Разбиваемся на пары, и каждый сначала своему партнеру дает речевое сообщение любое ну, например, что он делал вчера вечером, или какой то случай, эпизод, который он недавно наблюдал или с ним произошел или любимое время года, любимое животное. Другой внимательно слушает и наблюдает. Затем партнеры меняются ролями. (10 мин).

Давайте обсудим, что у нас получилось.

Теперь давайте играть в угадайку каждый, кто хочет, придумывает позу, которая выражает определенные чувства или состояние или желание. А мы все остальные будем пытаться отгадать, что это такое.

А теперь поговорим о том, как меняется общение у человека в состоянии опьянения. Как мы отличаем пьяного от трезвого в общении. Запах, смазанная речь, непонимание собеседника, избыточная жестикуляция, искусственная веселость или внезапное непонятное озлобление, придирчивость. Давайте запишем на листочках, как выглядит пьяный человек (отдельные признаки).

Кто- то хочет показать пьяного или пьяную? Кто рискнет? Почему, скорее всего, это будет смешно?

А табакокурение оно имеет какое-нибудь значение для общения или нет? Как общаются курящий и некурящий? Каково курящему в обществе некурящих и наоборот? Почему для курящих предусмотрены специальные места? Почему иногда в объявлениях о приеме на работу говорится “лиц с вредными привычками просим не беспокоиться” т.е. не наводить дополнительных справок о приеме на работу?

Упражнение “броуновское движение” - каждый намечает себе траекторию и двигается по ней, движение происходит все быстрее, начинаются столкновения. Что такое траектория, путь каждого? Это можно сравнить с различными точками зрения, которые могут быть сходны, различны, пересекаться. Когда мы увеличиваем скорость и начинаются столкновения, может быть это похоже на беседу, где никто не успевает выслушать друг друга и хочет непременно сказать свое. Кроме того, у каждого была своя тактика: одни, во что бы то ни стало, хотели осуществить свой план, другие были уступчивы и меняли свой путь, третьи его замедляли.

Обсуждение результатов, подведение итогов занятия.

Сегодня мы установили, что на общение влияет состояние, в котором находятся участники, партнеры, чувства которые они испытывают и которые выражают, можно сказать, настроение. На общение влияет и ситуация, в которой происходит контакт. Не случайно я предложила вам некоторые правила нашего общения. Эти правила делают нашу ситуацию более определенной. Если подумать, то в каждой ситуации общения есть свои правила, в каждой семье есть свои правила общения, они порой могут быть тяжелыми для членов семьи, но все равно это негласные нормы, по которым общаются мать, отец, дети. Еще наше общение зависит от целей, с которыми мы вступаем в контакт. Простой пример: учитель и ученик. Учителю нужно научить, вложить знания, а что нужно ученику? Может быть, ему нужно получить эти знания, может быть ему нужно просто свидетельство об образовании, может быть ему не нужно ни того, ни другого, а просто соответствовать требованиям родителей. Наконец не нужно ничего и он сам не знает, зачем учиться. В зависимости от этого складываются отношения с учителями, родителями по поводу учебы. Но помимо этого есть еще огромное количество поводов и людей, с которыми мы находимся в контакте. Другой пример мальчику нравится девочка, он стремится завоевать ее симпатию, девочке нравится другой мальчик и она, с одной стороны не против пококетничать с этим, а с другой не собирается заходить слишком далеко. Что будет думать мальчик, если он не знает о целях девочки?

Итак, мы установили, что общение зависит от настроения, состояния, ситуации, и целей. Если кто-то хочет, может предложить свой пример, попробуем разобрать.

Занятие 3. Критика, критические замечания.

Сегодня займемся критикой. Посмотрим что это такое. Кто может привести примеры критики, критических замечаний.

Ну, прежде всего критика может быть конкретной и обобщенной? Ты не прав, ты ленив, ты глуп - это виды обобщенной критики, они похожи на наклейки, ярлыки и, как правило, обидны. Когда мы употребляем выражения типа “Она всегда выводит меня из терпения или он никогда не может выслушать до конца” мы также прибегаем к обобщенной критике, которая, во-первых не соответствует действительности, а во-вторых лишает нас возможности разговаривать дальше, поскольку унижает достоинство другого человека. Критика бывает справедливой и несправедливой, т.е. обоснованной и нет.

Как же критиковать конструктивно? Ну, первое, очевидно, нужно избегать обобщенной критики. С ее помощью можно поссориться, обидеться друг на друга и разойтись. Второе - постараться выразить свое чувство это довольно трудно. Если вы условились о встрече, кого-то ждали и не дождались, то наверно не самое лучшее встретить его потом словами: “Ну, вот вечно ты меня подводишь, с тобой ни о чем нельзя договариваться”, А какими? “Мне было обидно терять столько времени, его можно было потратить лучше, чем стоять и смотреть по сторонам. Что у тебя случилось?”.

Теперь давайте попробуем покритиковать друг друга. Один садится в центр, а мы будем высказывать ему критические замечания. Понятно, что немного страшно быть мишенью для критики. Кто осмелится?

Теперь давайте посмотрим, что чувствуют люди, когда их критикуют. И как они реагируют на критику. Игра: один обвиняет другого, что он рассказал его секрет третьему. Мама заметила, что сын вернулся домой нетрезвым. Как ведет себя человек, которого критикуют? Он отрицает очевидное, оправдывается, отвечает на резкость резкостью, оскорблением на оскорбление, криком на крик, уходит. А может быть у него хватит мужества спросить, что именно критикующему не понравилось в ваших действиях. Или это, само собой разумеется, и тогда вам ничего не остается, как дать еще одно обещание “я больше так не буду”, “отстаньте от меня”. Можно также попробовать уточнить чего от вас ждут в этом случае и либо сказать что это невозможно, либо действительно постараться что-то изменить. Для чего мы врем? - Кто скажет: ”Для своей выгоды” Какой? Чаще всего, для того чтобы избежать критики. Можем еще сказать: Чтобы не расстраивать других, но расстроенное лицо или упрек это тоже вид критики. Ну, например, почему люди некоторое время скрывают, что употребляют наркотики? Потому что это повлечет за собой критику, давление окружающих, если круг общения не ограничивается такими же ребятами.

Попробуем представить некоторые ситуации, выполняя в них роли.

Дочь (сын) пришла в 11 часов, уходя, пообещав вернуться к 9. (мать и дочь)

Сын (дочь) взял из кошелька тайком деньги, отец подозревает его.

Дочь (сын) прогулял занятия. Разговор с родителями.

Девушка говорит юноше, что он нетрезвым пришел на встречу.

Мать заметила следы уколов и необычное состояние сына. Разговор спустя некоторое время

Давайте разберем, какие виды критики используются, и какие чувства испытываются обоими членами пар.

Теперь уясним, что критика часто применяется в случае конфликта, противоречия между людьми. Тот, кто начинает критику, хочет сказать, что он не согласен с действиями, позицией или мнением другого, и при этом решает выразить свое отношение. В конфликте всегда неудобно обоим: и тому, кто критикует, и тому, кого критикуют. Конфликты необходимы в жизни, а вот путь их решения может быть разным - разрушительным, болезненным или конструктивным. Признаком позитивного решения конфликта должна быть общая точка зрения, несмотря на 2 противоположные вначале. И самое главное в конфликте бывает множество решений.

Давайте рассмотрим случай с поздним приходом домой. Помимо критики, реакций на критику существует критическое мышление. Например, давайте вспомним, как выглядит реклама табака и алкоголя. Что в ней может быть подвергнуто критике, какая часть информации.

Таким образом, при критическом мышлении мы оцениваем источник информации, то насколько мы можем ему доверять, почему он может быть заинтересован или не заинтересован в односторонней информации. Что следует подвергнуть сомнению, что уточнить?

Занятие 4. Помощь друг другу.

Теперь давайте поговорим о помощи, которую мы оказываем друг другу. Первое что значит помочь? Ну, наверное, это оказать услугу, когда тебя о ней просят. Есть существенное условие оказания помощи: нельзя помочь тому кто не хочет, чтобы ему помогли. Поэтому о помощи можно попросить и ее можно оказать, помощь можно предложить и ее можно принять или отказаться.

Какие виды помощи вы знаете? Вы просите оказать услугу, является ли это само по себе просьбой о помощи? - Необязательно. Например, ситуация в магазине, парикмахерской. Другое дело, когда у вас просят взаймы, или вы просите о чем-то. Это виды помощи, связанные, как правило, с бескорыстной услугой.

Есть другие виды помощи, так называемая помощь-поддержка. Это просьба о том, чтобы нас выслушали и поняли наши чувства, просьба о том, чтобы нам дали совет, чтобы нам помогли что-то сделать или наконец сделали бы что вместо нас. Эти просьбы редко звучат прямо, мы их часто угадываем в контексте разговора, который начинается с заявления “мне нужно с тобой поговорить”. И тогда часто в конце разговора можно сказать “Выкинь это из головы, не обращай внимания или раз он (она) тебя не любит, брось его (ее) найди себе другого (другую). Хороши ли эти советы. Конечно, они могут быть полезными. Однако, если Вы даете совет, следовательно берете на себя ответственность и за его последствия. “Да я сделал, как ты мне говорил, и что получилось? Ты нарочно дал мне такой совет, ты хотел, чтобы у меня ничего не вышло?” Другая реакция на помощь - “Я понял твои чувства, на самом деле здесь не одно решение, я не знаю наверняка, что бы сделал я, но я уверен, что ты решишь эту задачу”.

Жизнь полна обстоятельств и ситуаций, когда нас просят о помощи, и мы решаем, можем мы ее оказать без особого ущерба или нет. Никогда не стыдно признаться, что это у тебя не получится, даже если очень об этом просят. Гораздо хуже если мы даем обещание наверняка выполнить просьбу, а потом оказывается, что не получается. В этом случае мы теряем доверие окружающих.

Бывают случаи, когда сам вид или поведение человека требуют вмешательства. Например, среди вас есть человек, который злоупотребляет алкоголем, или наркотиками частенько приходит домой “не в себе”. Если этот человек Вам симпатичен, и Вы с ним в дружественных отношениях, то можно дать свое видение, что у человека есть проблема, а можно начать с ним частенько выпивать и тогда у каждого будет по проблеме, можно закрыть глаза на это и успокоить себя тем, что пусть что хочет, то и делает. Взять с него слово, что это больше не повторится. Или, наконец, обозвать его пьяницей, безвольным человеком. Какой на ваш взгляд выход лучше и почему?

Занятие 5. Решение проблем.

Решение проблем. Мы уже говорили с Вами о решении проблем. Помните когда разбирали вопросы о том, как мы можем поступить в том или ином случае. Например, помогать кому-то или нет, врать или сказать правду, ссориться или выяснять отношения, воевать или заключить мир.

Возьмем реальный пример: Родители увидели у Вас презервативы и выразили свое возмущение: “Тебе слишком рано думать о сексе, тебе нужно учиться, у тебя в голове одни глупости”. Попробуем определить проблему - это тот случай, когда нам говорят, что мы неправильно себя ведем, в то время как мы считаем, что делаем, верно. Начинаем думать и искать дополнительную информацию, почему родители считают, что рано, чего они опасаются, что это отвлечет от учебы, или приведет к нежелательным осложнениям? Когда они считают, можно начинать половую жизнь и почему? Как это было у них?

После этого наша проблема приобретает другой характер: отстаивать свою точку зрения или принять аргументы и согласится с ними. Если настаивать на своей линии, то можно внешне согласится и прятать презервативы подальше, чтобы не нашли и разговоров не возникало, можно сказать что это не Ваше дело и я сам знаю как мне поступать, можно объяснить свою позицию как в отношении секса, так и в отношении мер предосторожности.

Теперь, когда мы определили варианты, давайте, посмотрим на возможные последствия каждого из них. В первом случае Вы оказались послушным и доверили опыту родителей, но в чем-то пожертвовали своей самостоятельностью, во втором Вы решили подождать, пока родители не сочтут, что пришла пора, и прикидываетесь послушным, в третьем случае Вы выразили отношение к своим родителям и больше ничего. В четвертом - была открытая позиция отстоять свою независимость и помочь родителям в их тревоге за Вас.

Следующий этап - какое решение Вы все-таки принимаете? Какое является наиболее приемлемым? Например, Вы еще не умеете объясняться или Вы уверены, что Вас никто не будет слушать, и любая попытка обречена на провал. В таком случае Вам остаются все остальные варианты. Выбирая вариант решения и реализуя, его Вы принимаете ответственность за свое решение.

Что значит ответственность? Это готовность к последствиям. Например, если Вы говорите, что это не Ваше дело значит скорее всего на Вас обидятся и скажут, что вы черствый неблагодарный и эгоист, если Вы будете врать, то должны быть готовы, что Вас уличат во вранье и Вам не будут доверять. Если попробуете объясниться, и ничего не вышло, то ответственность ложиться на того, кто Вас не выслушал.

Итак, решение проблемы требует, чтобы она была сформулирована, например Д. спросил, что делать со страхом? Что такое страх, что он имел в виду: как со страхом бороться, как его не испытывать, как его преодолевать или что делать, когда тебе угрожает опасность? Следовательно, второй этап это уточнение проблемы через поиск дополнительной информации. Затем рассматриваем варианты решений и возможные последствия. Наконец принимаем решение и ответственность за него. Последний этап коротко звучит, но является самым непростым. Бывают случаи, когда люди не могут принять решения всю жизнь. А порой встречаются проблемы, которые решаются всю жизнь - это вопросы о смысле жизни.

Теперь давайте потренируемся в решении проблем. Ваши формулировки...

Занятие 6. Настроение, чувства.

Это занятие мы посвятим своему настроению. Своим чувствам. Но прежде давайте посмотрим, какие мы сами. Обычно мысли и чувства часто находятся не совсем в ладу друг с другом. Думаем одно, а чувствуем другое, делаем третье. Бывает так, что мы знаем, что поступаем неправильно, чувствуем вину за это, и одновременно начинаем обвинять окружающих в своих ошибках. Мне вспоминается случай, когда мальчик, злоупотребляющий наркотиками, объявил родителям, что это из-за того, что они не купили ему компьютер.

Люди часто различаются в жизни по преобладанию мыслей или чувств. Вот простое задание, в результате которого каждый обнаружит, что в нем самом преобладает.

ДУМАЮЩИЙ ИЛИ ЧУВСТВУЮЩИЙ

1. Обычно я получаю удовольствие

а) когда думаю, и мне приходят в голову новые идеи

б) когда разговариваю с другими людьми

2. Когда я что-то решаю, я более всего сосредоточен

а) на правилах и способах решения

б) на том, что подумают об этом другие

3. Когда я имею дело с другими, я более всего сосредоточен на

а) справедливости

б) на поддержке хороших отношений

4. Если я имею дело с проблемой, я отдаю предпочтение

а) фактам, которые к ней относятся

б) людям, которые в ней задействованы

5. Иногда мне кажется, что

а) я причиняю боль другим людям

б) я слишком стараюсь понравиться

6.Обычно я

а) скрываю свои чувства

б) делюсь своими чувствами открыто

7.Обычно я считаю себя

а) думающим, рациональным человеком

б) сердечным, эмоциональным человеком

8.Обычно я действую по:

а) велению сердца

б) велению разума

9.Когда я разговариваю с другими, то обычно предпочитаю

а) иметь дело с фактами

б) иметь дело с людьми

10. Обычно я веду себя по отношению к другим людям

а) твердо, настойчиво

б) с сочувствием и жалостью

№ Вопроса

ответы-

“думающий”

ответы-

“чувствующий”

1.

а)

б)

2.

а)

б)

3.

а)

б)

4.

а)

б)

5.

а)

б)

6.

а)

б)

7.

а)

б)

8.

а)

б)

9.

а)

б)

10.

а)

б)

Сумма:

   

Заполнив анкету и подсчитав количество положительных ответов а) и б) в таблице, каждый из вас может сделать о себе вывод какой он человек. Сразу давайте установим, что ни тот ни другой тип не является лучше или хуже, это лишний раз говорит о том, что мы все разные.

Теперь давайте обратимся к собственно чувствам. Я попрошу называть разнообразные чувства, таким образом, мы сейчас составим список...

Из нашего списка видно, что чувства бывают со знаком плюс минус. Сейчас попробуем поиграть, угадывая чувства и, возможно окажется, что мы не всегда точно можем прочитать чувства другого. Я каждому раздам карточку с названием чувства, и попытайтесь изобразить это чувство.

Теперь предлагаю следующее задание: нужно закончить предложения, которые представлены на карточках. Однако есть одно пожелание постарайтесь чтобы у Вас не получалось фраз типа “Я чувствую себя великолепно, когда все хорошо или Я чувствую себя ужасно когда все плохо”.

Я ЧУВСТВУЮ СЕБЯ ВЕЛИКОЛЕПНО КОГДА...
В ТАКИХ СЛУЧАЯХ Я ОБЫЧНО...


Я СЕБЯ ЧУВСТВУЮ ОЧЕНЬ ПЛОХО КОГДА...
В ТАКИХ СЛУЧАЯХ Я ОБЫЧНО...

Теперь, перемешав все наши микросочинения, давайте посмотрим и обсудим что получилось.

Когда мы говорим, что чувствуем себя хорошо это значит, что мы испытываем разные чувства: покой, радость, интерес, удивление, уверенность, расслабленность, гордость.

Когда, говорим о том, что чувствуем себя ужасно, то имеем в виду, что испытываем такие чувства как вину, обиду, досаду, страх, боль, тревогу, напряжение, гнев.

Вот вам упражнение, насколько мы умеем различать чувства на самой выразительной части, на лице. Попробуйте нарисовать, как выглядит лицо, когда испытывает указанные на рисунке чувства. Ваши художественные способности не имеют значения, рисунки могут быть крайне схематичны и карикатурны.

Теперь давайте посмотрим на наши рисунки и увидим, что некоторые чувства на рисунках выражены одинаково, т.о., если ориентироваться только на внешнее выражение, можно ошибиться.

Разобрав целый список чувств, можно рассмотреть эти чувства в связи с употреблением наркотиков на разных фазах.

Занятие 7. Ценности.

Сегодня разберем, что важно в жизни. То есть, какие у нас ценности. Давайте составим список этих ценностей, т.е. важных определений, качеств, которые бы вы хотели к себе отнести.....

Наши ценности представляют собой несколько категорий. Например: вот вы назвали такие как сила, способность защитить себя, самостоятельность - эти ценности позволяют чувствовать себя человеку независимым. Такие как хорошие отношения, друзья, любовь - это ценности которые относятся к общению между людьми. Есть у нас ценности наших состояний настроений, когда вы говорили о душевном покое, удовольствиях. Имеется у нас группа ценностей, которые говорят об отдельных качествах человека - честность, гордость, способность быстро принимать решения. И наконец есть такие ценности, которые говорят о достижениях в жизни - профессия. деньги, образованность. Теперь давайте посмотрим, как эти группы ценностей выглядят, например, у человека, злоупотребляющего алкоголем или наркотиками. Нарисуем шкалы с нашими ценностями, например на одной стороне будет “гордость”, а на другой - “унижение”, теперь отметим, как реализуется эта ценность у нашего предполагаемого человека. И так далее по другим ценностям.

Посмотрим, у нас получилось, что пристрастие не позволяет воплощать ценности в своей жизни. Конечно, мы знаем, что могут быть другие причины, но эта - одна из самых очевидных.

Занятие 8. Психоактивные вещества

Сегодня специально разберемся с тем, что называют психоактивными веществами. Вещества, которые воздействуют на психику человека и вызывают зависимость. Мы о них неоднократно говорили, какие прежде всего приходят на ум? (Алкоголь, наркотики, токсиканты, табак). Какие вы знаете сорта, виды этих веществ? Вспомните, когда вы впервые о них узнали и откуда? Давайте подумаем, зачем люди их употребляют, в каких случаях? Почему их следует считать опасными? И что в них привлекательного, чему они “помогают”?

(Все ответы ребят следует дополнять объективной научной информацией).

Мы видим рекламу алкогольных напитков и табака. Что можно ей противопоставить? Кому выгодна реклама, и что в ней можно подвергнуть сомнению? (На конкретных примерах). Как может выглядеть антиреклама? Встречался ли кто-нибудь с рекламой наркотиков? Если да, давайте разберемся.

Про некоторых людей, говорят, что они больны наркоманией, токсикоманией, алкоголизмом, или у них табачная зависимость. Как они выглядят? Чем отличаются от других? Почему они нуждаются в помощи? Почему неохотно за ней обращаются и долго пытаются скрывать свою болезнь? Как выглядит начало того или иного заболевания? Можно ли от этого вылечится? Как люди узнают, что у них есть проблемы, связанные с зависимостью? Что можно предпринять в таких случаях? К кому обратиться за помощью? Что следует ожидать от такой помощи?

Занятие 9. Жестокость насилие

Поговорим о жестокости и насилии, об их связи с алкоголем и другими психоактивными веществами. Сначала постарайтесь вспомнить, ситуации, где люди проявляли жестокость, давайте кратко опишем на листочках те или иные случаи, которые вы лично наблюдали или участником которых вам приходилось бывать? Считаете ли вы себя человеком жестоким? Нравится ли это качество вам в других людях? Какие чувства мы приписываем людям, которые жестоки?

Чем люди склонны объяснять свою жестокость? Есть ли разница между жестокостью и насилием? Как влияет состояние опьянения на проявления жестокости? Всегда ли жестокость связана с насилием физическим?

Занятие 10. Секс, реклама безопасного секса.

Поговорим о сексе, и связанных с ним вопросах. О риске, который связан с сексом и возможностях его уменьшения. Прежде всего вспомним предостережения родителей, которые получают мальчики и девочки. Согласитесь, что они разные... Почему? От чего хотят уберечь нас?

Ранние браки, нежелательная беременность, венерические заболевания, СПИД, (Каждая из тем может быть развернута в обширный дискуссионный и информационный материал). Как влияют алкоголь и другие психоактивные вещества на сексуальное поведение? Облегчают или затрудняют вступление в половой контакт?

(Эти занятия лучше проводить отдельно в группах мальчиков и группах девочек, поскольку в сексуальном поведении имеются свои особенности и здесь следует обсудить само значение половых контактов, формы злоупотребления, меры защиты, условия объективные и субъективные, когда принимается решение о вступлении в близость. Возможные последствия этого.)

Занятие 11. Итоги

Сегодня мы подведем некоторые итоги наших занятий и подумаем и примем решение, что нам делать дальше? Первое, что нам с вами необходимо сделать - это ответить на ряд вопросов:

  1. Как вы себя чувствовали на наших занятиях?

  2. Почему вы их посещали?

  3. Узнали ли вы что новое? Если да, то, что именно?

  4. Изменилось ли в чем-то ваше отношение к себе к другим?

  5. Пытались ли вы принять какие-то новые решения для себя?

  6. Рассказывали ли вы кому-нибудь о наших уроках? Если да, то кому?

  7. Хотели бы вы продолжить такую работу, наши встречи? И если да, то почему?

Форма ответа может быть самая свободная, считайте, что это план для маленького сочинения. Единственное требование - соблюдайте нумерацию вопросов и проставляйте ее в своих ответах.

Теперь, когда мы закончили наш курс, всех кто изъявил желание продолжить наши занятия я попрошу остаться.

Теперь мы заключим с вами договор о том, как будем работать дальше. Главное условие, которое я хочу поставить это ваша инициатива в нашей работе, я больше не буду предлагать вам темы вы должны заявлять их сами. Это могут быть придуманные Вами ситуации, или затруднительное положение, в которое попали Вы сами, Ваш друг, знакомый. Давайте сейчас каждый из Вас попробует сформулировать то о чем он часто думает, что его беспокоит, о чем он часто вспоминает... Все наши правила остаются в силе и поэтому рискуйте быть откровенными.

[ в начало страницы ]