Мы...

  Профилактика

  Библиотека

  Обучение

  Как прекрасен этот мир

  Справка

 

 ФОНД "СПП" ОП ННЦН МЗ РФ

  ПРОФИЛАКТИКА В ШКОЛЕ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ                                                                                    

Одним из вариантов антинаркотического воспитания в школе является информирование о научных фактах, законодательных и исторических аспектах, связанных с использованием психоактивных веществ. Это информация, может быть использована на уроках биологии, обществоведения и истории. Она предназначена для того, чтобы сформировать понимание детей 8-11 классов относительно биологических эффектов при злоупотреблении психоактивными веществами, политических последствий торговли наркотиками в истории, об отражении проблемы злоупотребления наркотиками в законодательстве Российской Федерации и за рубежом. В разделе предложена информация, которая может быть использована при проведении уроков по общеобразовательным предметам. Она может быть дополнена и развита, а также использоваться фрагментарно, в соответствии с задачей сформировать первичные научные понятия о наркотиках и негативных последствиях злоупотребления. В зависимости от общего уровня осведомленности аудитории учащихся, обыденных представлениях о наркотиках, информация может представляться с той или иной мерой условности, упрощения и обобщения.

Строение головного мозга

Мозг состоит из нескольких больших отделов, каждый из которых ответственен за жизненно важные функции и деятельность. Эти отделы включают ствол, мозжечок, лимбическую систему, промежуточный мозг, кору головного мозга (рис. 1).

 

Рис.1
На
рисунке мозга в разрезе, показаны некоторые главные области головного мозга

 Ствол мозга связывает головной и спинной мозг. Стволовая часть контролирует множество основных функций, таких как сердечный ритм, дыхание, глотание и сон. Мозговой ствол выполняет это, влияя на спинной мозг, другие части мозга и тела, чтобы обеспечить основные функции жизнедеятельности.

Мозжечок, который составляет только восьмую часть от всей массы мозга, координирует команды мозга, связанные с двигательными навыками. Например, при ходьбе, для поддержания равновесия и положения тела необходима деятельность мозжечка. Это - важная структура, расположена выше стволовой области мозга.

На вершине стволовой области мозга в толще тканей под корой, имеется большой набор примитивных эволюционных мозговых структур называемых лимбической системой (рис 2). Лимбическая система участвует во многих наших эмоциях и побуждениях, особенно тех, которые связаны с выживанием (например, страх, гнев, эмоции, связанные с половым поведением). Лимбическая система также отвечает за чувства удовольствия, которые связаны с сохранением жизни, типа тех, что человек испытывает от еды или секса. Две большие части лимбической системы назвали миндалиной, и гиппокампом, последний участвует также в процессах памяти. Одной из причин, по которой наркотики при злоупотреблении нарушают мощный контроль над нашим поведением, является то, что они действуют непосредственно на эволюционно примитивные стволовые области мозга и лимбическую систему, и не допускают кору в управление нашим поведением. В действительности, они устраняют наиболее "человеческую" часть нашего мозга от роли в управлении нашим поведением.

Промежуточный мозг, также расположен ниже больших полушарий, и включает таламус и гипоталамус (рис 2). Таламус вовлечен в сенсорное (чувственное) восприятие и регуляцию моторных (двигательных) функций. Он соединяет области мозговой коры, которые вовлечены в сенсорное восприятие и движение с другими частями головного и спинного мозга, которые также играют роль в ощущении и движении.

 

Рис 2. Здесь головной мозг изображен в разрезе. Показаны некоторые из внутренних структур - миндалина и гиппокамп, которые находятся в глубине мозга. На рисунке изображены приблизительно в тех областях, где они расположены.

Гипоталамус является очень маленьким, но важным компонентом промежуточного мозга. Он играет главную роль в регулировании гормонов гипофиза, температуры тела, надпочечников, и многих других жизненных функций.

Кора головного мозга, разделена на правое и левое полушарие, составляет примерно две трети мозговой массы. Она окружает большинство остающихся структур мозга. Это - наиболее высоко развитая часть человеческого мозга и отвечает за мышление, восприятие, и речь. Это - также самая эволюционно новая структура в истории развития мозга. Кора может быть разделена на области, каждая из которых имеет определенную функцию (рис 3). Например, одни области, отвечают за зрение, слух, осязание, обоняние и движение. Другие области чрезвычайно важны для мышления, анализа и синтеза.

 

Рисунок 3.
На этом рисунке мозга в разрезе показаны области коры больших полушарий и их функции

Хотя много функций, например, осязание, имеют свое представительство в правом и левом полушарии, за некоторые другие функции отвечает только одно полушарие мозга. Например, у большинства людей, за речь ответственно левое полушарие.

Нейроны и нейропередача

Мозг состоит из миллиардов нервных клеток или нейронов. Нейрон состоит из трех основных частей (Рис.4): ядро, которое управляет всеми действиями нейрона; дендриты - короткие отростки ядра, которые получают сообщения от других нейронов и выполняют роль реле к ядру; аксон - длинное отдельное волокно, которое передает сообщения от тела ядра к дендритам других нейронов или тканям тела, мышцам.

Хотя большинство нейронов содержит все три части, имеется широкий диапазон разнообразия.

 

Рисунок 4

 Передача возбуждения от аксона одного нейрона к дендритам другого, называется нейропередачей или нейротрансмиссией. Аксоны и дендриты расположены очень близко друг к другу, передача сигналов от аксона к дендриту происходит главным образом путем выделения специальных химических веществ в, так называемую, синаптическую щель - пространство между аксоном и дендритом (Рис. 5). Место, где соединяется аксон и дендрит, называется синапсом. Возбуждение путешествует как электрический импульс по аксону к синапсу. Там, из аксона в синапс, выделяются молекулы, называемые нейромедиаторами. Нейромедиаторы рассеиваются в синапсе и связываются со специальными клетками, называемыми рецепторами, которые расположены в пределах мембран дендритов смежного нейрона. Это, в свою очередь, стимулирует или блокирует электрический ответ в дендритах нейрона получения. Таким образом, нейромедиаторы действуют как химические посредники, неся информацию от одного нейрона к другому.

 

Рисунок 5.

Имеются много различных типов нейромедиаторов, каждый из которых имеет строго определенную роль, играющую в работе мозга. Нейромедиатор может быть связан только с соответствующим рецептором. Поэтому, когда нейромедиатор воздействует на рецептор, это - подобно приспособлению ключа в замок.

С этого контакта начинается целый ряд событий на поверхности дендрита нейрона, получающего сигнал и внутри ядра. Сообщение, которое несет нейромедиатор получено и обработано нейроном получающим раздражение. Как только это произошло, нейромедиатор инактивирован одним из двух способов.

Это или разрушение ферментом или повторное поглощение назад нейроном, который выделял нейромедиатор. Реабсорбция (также известная, как повторное поглощение) выполняется транспортными молекулами (Рис. 5). Транспортные молекулы находятся в мембранах аксонов, которые выпускают нейромедиаторы. Они подбирают определенные нейромедиаторы от синапса и несут их назад к мембранам ядра и в аксон. Тогда нейромедиаторы доступны для повторного использования в более позднее время.

Как отмечено выше, сообщения, полученные дендритами, переданы к телу ядра и затем к аксону. Аксоны затем передают сообщения, которые в форме электрических импульсов идут к другим нейронам или тканям тела. Аксоны многих нейронов окружены жировым веществом, называемом миелином. Миелин имеет несколько функций. Одной из наиболее важных его функций является увеличение скорости нервного импульса, проходящего по аксону. Темп проведения нервного импульса по миелинезированному аксону может достигать скорости 120 метров в секунду. Напротив, нервный импульс по аксону без миелина может проходить не быстрее чем примерно 2 метра в секунду. Толщина миелиновой оболочки на аксоне связана с функцией этого аксона. Например, аксоны, которые рассчитаны на большие расстояния, типа тех, которые простираются от спинного мозга до ног, вообще, содержат густое покрытие миелина, чтобы облегчить более быструю передачу импульса нерва.

* Примечание: Аксоны, которые передают сообщения от головного или спинного мозга к мышцам и другим тканям тела – нервные стволы человеческого тела. Большинство этих аксонов покрыто толстым слоем миелина, что объясняет беловатый внешний вид нервов.

Эффекты злоупотребления наркотиками

Удовольствие, которое ученые назвали положительным подкреплением или наградой, является очень мощным биологическим фактором важным для нашего выживания.

Если Вы от чего-то получаете удовольствие, это фиксируется в мозге таким образом, что Вы приобретаете тенденцию делать это снова.

Поддерживающие жизнь действия, типа еды, активизируют цепь специализированных нейронов, направленных на создание и регулирование положительного подкрепления.

Одна из важнейших систем таких нервных клеток, использует химический нейромедиатор, называемый дофамин, она находится на самой вершине стволовой области мозга в вентрально- тегментальной области (VTA) (Рис.6).

Эти дофаминовые нейронные реле сообщают об удовольствии через нервные волокна в нейроны лимбической системы в структуру называемую ядром аккумбенс.

Другие волокна идут к лобной области мозговой коры. Так, цепь положительного подкрепления, которая известна как, мезолимбическая дофаминовая система, охватывает стволовую область мозга, где расположены жизненно важные центры, лимбическую систему, отвечающую за эмоции, и лобную мозговую кору.

Наркотики, которые вызывают зависимость, могут искусственно активизировать цепь положительного подкрепления мозга. Наркомания - биологический, патологический процесс, который изменяет путь нервного импульса в центрах удовольствия, а также в других частях мозга и функциях.

 

Рисунок 6.
Этот рисунок мозга в разрезе, демонстрирует мозговые области и проводящие пути, вовлеченные в цепь положительного подкрепления

 Чтобы понять этот процесс, необходимо исследовать эффекты наркотиков на нейротрансмиссию. Почти все наркотики, которые изменяют работу мозга, так воздействуют на химическую нейропередачу. Некоторые наркотики подобно героину и LSD, подражают эффектам естественного нейромедиатора. Одни, подобно PCP (псилоцибин), блокируют рецепторы и таким образом препятствуют продвижению сигналов по нейронам. Другие, подобно кокаину, соединяются с молекулами, которые являются ответственными за транспортировку нейромедиаторов назад в нейроны, которые их выделяли (Рис 7), увеличивая их присутствие в синапсе. Наконец, некоторые наркотики типа метамфетаминов, действуют таким образом, что нейромедиаторы выделяются гораздо в больших количествах, чем в норме.

Использование наркотика приводит к фундаментальным изменениям в мозге. Эти изменения - главный компонент зависимости, непосредственно болезни.

Рисунок 7.
Когда кокаин проникает в мозг, он блокирует дофаминовый транспортер от всасывания дофамина обратно в передающий нейрон, орошая синапс с дофамином. Это увеличивает и продлевает стимуляцию получающих нейронов в мозговой зоне удовольствия

Представьте себе, что в мозге существует как бы "выключатель", он "щелкает" в некоторой точке во время использования наркотика. Точка, в которой происходит "щелчок", различна у индивидов, но эффект этого изменения у всех одинаков - это переход от злоупотребления к зависимости.

Поэтому нужно понимать, что болезни, называемые наркоманией являются не просто дурной привычкой или признаком “слабой воли”, это класс заболеваний, который основан на нарушении нормальной работы мозга. Однако это вмешательство в деятельность нашего главного органа разума начинается с пренебрежения к нему.

В данном разделе было использовано руководство
Mind Over Matter. Teacher`s guide. NIDA, 1997, 32 p.

 

  Copyright © 2000-2002  Фонд СПП / ННЦН ОП 23/04/03