Мы...

  Профилактика

  Библиотека

  Обучение

  Как прекрасен этот мир

  Справка

 

 ФОНД "СПП" ОП ННЦН МЗ РФ

  Основные понятия профилактики                                                                                                        

 

основные понятия профилактики наркомании и алкоголизма. первичная, вторичная и третичная профилактика.

Профилактика - система экономических, социальных, гигиенических и медицинских мер, проводимых государством, общественными организациями и отдельными гражданами с целью обеспечения высокого уровня здоровья населения и предупреждения болезней.

Согласно классификации ВОЗ, профилактику заболеваний принято разделять на первичную, вторичную и третичную. Первичная направлена на предупреждение болезней, вторичная подразумевает способы сдерживания темпа их развития и предупреждение осложнений, а третичная представляет собой комплекс реабилитационных воздействий на больных.

Профилактика зависимости от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ рассматривается  как одно из важнейших и эффективных направлений  профилактики неинфекционной патологии. В основе разработанной нами интегративной модели первичной, вторичной и третичной профилактики наркомании и алкоголизма лежат современные  превентивные подходы. Модель отличается тем, что базируется на интеграции когнитивно-поведенческих  теорий (теория стресса и копинга), теорий социального влияния и самоэффективности, психодинамической концепции,  мотивационной теории и концепции социальной поддержки. Кроме того, модель учитывает специфические особенности общества, социальной ситуации и тех контингентов, для которых она предназначается.

Первичная профилактика наркомании и алкоголизма имеет целью предотвратить возникновение нарушения или начала болезни, предупредить негативные исходы и усилить позитивные результаты развития индивида. Это может быть достигнуто несколькими путями: а) развивая и усиливая мотивацию на позитивные изменения в собственном жизненном стиле индивида  и в среде, с которой он взаимодействует; б) направляя процесс осознания индивидом себя, поведенческих, когнитивных и эмоциональных проявлений своей личности, окружающей его среды; в) усиливая адаптационные факторы или факторы  стрессорезистентности, ресурсы личности и среды, понижающие восприимчивость к болезни, г) воздействуя на факторы риска наркотизации с целью их уменьшения, д) развивая процесс самоуправления индивидом своей жизнью (управление само осознанием, поведением, изменением, развитием); е) развивая социально-поддерживающий процесс. 

Первичная профилактика является наиболее массовой, неспецифической, использующей преимущественно педагогические, психологические и социальные влияния. Ее контингентом является общая популяция детей, подростков и молодых людей.

Первичная профилактика стремится полностью избежать патологических исходов, редуцировать число лиц, у которых может быть начат патологический процесс, что определяет ее наибольшую эффективность. Она влияет, прежде всего, на формирование здоровья путем замены одних развивающихся процессов на другие. Сформировав активный, функциональный адаптивный жизненный стиль человека можно тем самым укрепить здоровье и предупредить развитие болезни. Данный вид профилактики способен охватить наибольшее число людей, влиять на население в целом, иметь наиболее эффективные результаты.

цели первичной профилактики

Цель 1 – информация, формирование мотивации на эффективное социально-психологическое и физическое развитие.

Контингенты воздействия – дети, подростки в школе, молодёжь в учебных заведениях, родители (семья), учителя, внешкольные подростковые, молодёжные коллективы и группы, дети на улице, неорганизованные группы населения.

Цель 2 – формирование мотивации на социально-поддерживающее поведение.

Контингенты воздействия – семья (родители), учителя, дети, подростки в школьных коллективах, неорганизованные группы детей, дети на улицах, неорганизованные группы населения.

Цель 3 – развитие протективных факторов здорового социально эффективного поведения.

Контингенты воздействия – дети, подростки и молодёжь в школьных  коллективах и вне них, вузах, учителя, родители (семья).

Подготовка специалистов – тренеров из числа школьных психологов, социальных педагогов, школьных учителей, студентов психологических и педагогических факультетов вузов.

Цель 4 – развитие стратегий разрешения проблем, поиска социальной поддержки, избегания искушению наркотизации.

Контингенты воздействия – дети, подростки и молодёжь в школьных  коллективах и вне них, вузах, учителя, родители (семья).

Социальные и педагогические технологии первичной профилактики

осуществляются посредством:

1.     воздействия средств массовой информации;

2.     обучающих технологий;

3.     альтернативных употреблению наркотиков программ детско-подростковой и молодёжной активности;

4.     создания социально-поддерживающих систем (социальные службы, клубы, молодёжные просоциальные организации и т. д.);

5.     антинаркотических мотивационных акций;

6.     системы деятельности социальных работников и волонтёров;

7.     системы ювенальной юстиции;

Медико-психологические технологии первичной профилактики

направлены на преодоление социально-психологического стресса. Они осуществляются путем:

1.     Развития личностных ресурсов;

2.     Формирования социальной и персональной компетентности;

3.     Развития адаптивных стратегий поведения;

4.     Формирования функциональной семьи.

 Медико-биологические технологии первичной профилактики

определяются посредством определения генетических и биологических маркеров поведения риска и их коррекции на медицинском уровне.

  вторичная профилактика наркомании и алкоголизма.

Резкое преобладание числа потребителей психоактивных веществ и лиц, проявляющих поведение риска, являющихся социальным резервом роста заболеваемости алкоголизмом и наркоманией над количеством больных, определяет поле воздействия вторичной профилактики. В целом она является развитием интегративной мультисистемной, в том числе и социально-поддерживающей,  психотерапевтической модели.

Главной целью   вторичной профилактики  является изменение дезадаптивных и псевдоадаптивных моделей поведения риска на более адаптивную модель здорового поведения.

Поведение риска может быть вызвано характеристиками индивида, имеющего те или иные предиспозиции личностных, поведенческих и других расстройств, характеристиками среды, воздействующей на индивида, специфическими комбинациями средовых и поведенческих характеристик. При этом среда рассматривается как носитель такого доминирующего фактора как стресс, (любое требование среды следует рассматривать как стресс, в случае поведения риска стрессовое давление среды, ее сопротивление, резко увеличивается как реакция на нарушенное  поведение индивида), а само поведение индивида – как фактор риска наркомании или алкоголизма.

По своей направленности на контингент риска вторичная профилактика является массовой, индивидуальной в отношении коррекции поведения отдельных лиц. Она включает в себя как социальные, психологические, так и медицинские меры специфического и неспецифического характера. Вторичная профилактика преследует ряд целей.

Цель 1  – формирование мотивации на изменение поведения.

Контингенты – дети, подростки и молодёжь группы риска, родители (семья), неорганизованные группы детей, подростков, молодёжи, взрослого населения.

Цель 2 – изменение дезадаптивных форм поведения на адаптивные.

Контингент – дети, подростки и молодёжь группы риска, родители (семья), неорганизованные группы детей, подростков, молодёжи и взрослого населения.

Цель 3 – формирование и развитие социально-поддерживающей сети.

Контингент – сверстники и взрослые (семья, учителя, специалисты, непрофессионалы).

Социальные технологии вторичной профилактики включают:

1.     Формирование мотивации на полное прекращение употребления наркотиков, если оно имеет место;

2.     Формирование мотивации на изменение поведения;

3.     Развитие проблем преодолевающего поведения;

4.     Формирование социально-поддерживающего поведения и стратегии поиска социальной поддержки в просоциальных сетях.

Медико-психологические и психотерапевтические технологии вторичной профилактики включают:

Преодоление барьеров осознания эмоциональных состояний;

Осознание формирующейся зависимости от наркотика как проблемы личности;

Развитие эмоциональных, когнитивных и поведенческих стратегий проблем преодолевающего поведения (стратегии разрешения проблем, поиска и принятия социальной поддержки, распознавание и модификация стратегии избегания);

Анализ, осознание и развитие личностных и средовых ресурсов преодоления проблемы формирующейся зависимости от психоактивных веществ. Развитие Я – концепции, коммуникативных ресурсов, социальной компетентности, ценностных ориентаций, когнитивного развития, интернального локуса контроля, принятие ответственности за свою жизнь, своё поведение и его последствия, восприятие социальной поддержки, изменение стереотипов поведения и ролевого взаимодействия в семье, формирование психологической резистентности к давлению наркотической среды.

Медико-биологические технологии вторичной профилактики

заключаются в нормализации физического и психического развития, биохимического и физиологического равновесия.

третичная профилактика наркомании и алкоголизма.

Третичная профилактика наркомании и алкоголизма направлена на восстановление личности и ее эффективного функционирования в социальной среде  после соответствующего лечения, уменьшения вероятности рецидива заболевания. Второе направление третичной профилактики – снижение вреда от употребления наркотиков у тех, кто еще не готов к прекращению их употребления.

Возможности третичной профилактики гораздо ниже, чем первичной и вторичной, так как эффект от превентивного воздействия определяется необходимостью замены патологических звеньев поведения индивида на непатологические. Данный вид профилактики является медицинским, однако базируется на сильной структуре социальной поддержки. Этот вид профилактики требует индивидуального подхода и направлен на предупреждение перехода сформированного заболевания в его более тяжелую стадию. Активность больного в борьбе с заболеванием, осознание им собственной ответственности за свое здоровье – обязательное условие проведения третичной профилактики.

технологии третичной профилактики

имеют целью  формирование социально-поддерживающей и развивающей среды (социально-поддерживающие и терапевтические сообщества, локальные и территориальные программы, программы на рабочих местах, социальные программы, альтернативные употреблению наркотиков).

Медико-психологические и психотерапевтические технологии  третичной профилактики предусматривают:

  • Мотивационную терапию;

  • Тренинг профилактики рецидивов;

  • Тренинг эмпатии, коммуникативной и социальной компетентности;

  • Тренинг когнитивного развития

  • Индивидуальную и групповую психотерапию, направленную на развитие  личностных и средовых ресурсов.

 

 

  Copyright © 2000-2002  Фонд СПП / ННЦН ОП 23/04/03