Мы...

  Профилактика

  Библиотека

  Обучение

  Как прекрасен этот мир

  Справка

 

 ФОНД "СПП" ОП ННЦН МЗ РФ

  Модель профилактического тренинга                                                                                                  

 

Модель профилактического тренинга основывается на понимании того, что формирование определенных форм поведения человека, в том числе и аддиктивных, является результатом адаптации его к проблемным и стрессовым ситуациям, возникающим постоянно в процессе жизни. При взаимодействии с другими людьми каждый индивидуум привносит в этот контакт свой опыт, стратегии поведения, ресурсы и возможности. Однако поведение человека далеко не всегда осознается. Неэффективные дезадаптивные формы поведения, как правило, неосознанны и препятствуют продуктивному формированию жизненного стиля. Из-за неспособности решения проблем у человека возникает ощущение собственной безуспешности, беспомощности, неудовлетворенности собой. В результате этого он начинает искать способы ухода от решения проблем, использует психоактивные вещества, алкоголь, наркотики и т.п. Они приносят временное облегчение, но их употреблением формирует дезадаптивные формы поведения и зависимость.

Для того чтобы избежать этого, быть успешной личностью, эффективно преодолевающей стрессы, человек  должен осознавать  свои возможности, объективно  оценивать проблемные ситуации и развивать имеющиеся ресурсы.

Поэтому усилия тренера в процессе тренинга должны быть  направлены на  помощь участникам в осознании того, что:

1) эффективное профилактическое воздействие возможно на основе развития стрессоустойчивой личности, способной продуктивно строить свою жизнь, эффективно преодолевать трудности и стрессы без употребления психоактивных веществ;

2) чтобы стать профессионалом в области  профилактики, необходимо осознать собственные возможности и формы поведения, иметь мотивацию на дальнейшее личностное развитию и обучение навыкам стресс преодолевающего поведения;

3) каждый человек способен актуализировать имеющиеся у него ресурсы и эффективно использовать их в  жизни, мотивируя окружающих людей на здоровый жизненный стиль без злоупотребления наркотиками и алкоголем.

В процессе работы участники группы часто погружаются в позицию другого человека - ребенка, подростка, родителя, учителя  и на собственном опыте проживают, чувства и проблемы других людей. В ходе тренинга тренер актуализирует возможности участников в понимании себя и окружающих, мотивирует их на личностный рост и продолжение дальнейшей работы над собой и поддержку окружающих, обучает навыкам формирования здорового жизненного стиля, препятствующего злоупотреблению психоактивными веществами, дает знания, необходимые для дальнейшей жизни, свободной от психоактивных веществ.

  Со смысловой точки зрения  выделяются следующие стадии работы с группой:

1. Мотивация на эффективное участие в работе

Каждый участник группы приходит на тренинг с определенными ожиданиями, порой неосознаваемыми желаниями.  Поэтому очень важно, чтобы с самого начала каждый участник смог определить для самого себя цели нахождения в тренинговой группе, каких результатов или изменений он хочет достичь,  какими возможностями для этого обладает, и что ему нужно изменить в своем поведении для достижения эффективного результата. Задача тренера помочь участникам в этом. Для этой цели он просить членов группы рассказать о том, что для них важно, почему они считают для себя важным включиться в программу. Обычно у участников  выявляются сходные запросы, потребности, проблемы. Это помогает снять напряжение в группе. Тренер  дает им возможность почувствовать понимание со стороны окружающих, создает атмосферу взаимопринятия, заключает с группой соглашение о плане работы. Более эффективным является заключение соглашения на отдельные этапы работы, когда цели ставятся на короткий период времени (например, на 1 день тренинга). Это дает возможность участникам достичь определенных результатов, почувствовать себя успешными в достижении поставленных краткосрочных целей, позволяет тренеру гибко реагировать на процессы, происходящие в группе.

 

2. Изучение поведенческих стратегий и ресурсов участников

А) Поиск «внутреннего» ребенка.

Основная задача данного этапа создать для участников группы    обстановку,  в которой они могут раскрыться, проявить свои естественные состояния. Тренер  предлагает участникам группы отправиться в путешествие на поиски своего «внутреннего ребенка». Для этого используются техники эмоциональной регрессии из актуального состояния  «здесь и теперь» в более раннее детское состояние «там и тогда». Данные техники позволяют перенестись из одного возраста в другой и вызвать из глубин бессознательного ранние детские воспоминания. Данный этап очень важен. Он является ключевым для дальнейшей работы группы. Регрессия на более раннюю стадию развития дает возможность ослабить защитные механизмы участников группы. Вновь ожившие ранние детские переживания помогают отыскать в себе  «ребенка» и, если это не удается, то тренер ведет группу таким образом, чтобы открыть для участников возможности к проявлению и осознанию проблем и ресурсов более раннего возраста. Участники становятся более открытыми, начинают вести себя более естественно, спонтанно, раскрепощено. Одновременно с этим, у участников начинают оживать наиболее сильные переживания, присущие детскому возрасту. На данной  стадии тренинга могут проявляться детские страхи и проблемы, спрятанные глубоко в бессознательном, демонстрироваться защитные механизмы. Основная задача ведущего  прояснить чувства и проблемы  участников, поощрить их на рассказ о своих ощущениях. На данном этапе, участники начинают обсуждать свои  переживания, но не готовы еще сопоставить их  с реальными проблемами «сегодняшнего дня», понять и принять интерпретации ведущего. Его вмешательство должно быть очень осторожным, дающим членам группы возможность самораскрытия и помогающим ощутить чувство безопасности и доверия к группе.

Б) Оценка актуальных поведенческих стратегий и ресурсов участников.

Тренер сосредотачивает внимание на взаимоотношениях участников с другими членами группы, выявляет  их личностные  ресурсы и формы поведения. Он делает наблюдения для дальнейшей работы, проясняет, какие проблемы существуют у участников,  какие способы поведения могут помочь или помешать разрешению проблем и какие из имеющихся  возможностей можно для этого актуализировать.  Это осуществляется при помощи специальных психопрофилактических технологий, которые дают возможность участникам оказаться в позиции другого человека:  ребенка, педагога, родителя, подростка, употребляющего наркотики и т.п. При режисировании этих ролей и в процессе их проигрывания членами тренинговой группы, ведущий задает участникам уточняющие вопросы о возникающих у них чувствах и  ощущениях. Предпринимаемые действия направлены на то, чтобы  приблизить членов тренинговой группы  к осознанию ресурсов своей личности и окружающей социальной среды и форм собственного поведения, а также показать им связь  между неэффективными стратегиями поведения и употреблением наркотиков алкоголя и других психоактивных веществ. Этот этап является «мощным прыжком из состояния регрессии к прогрессивному эмоциональному, когнитивному и поведенческому развитию», переходом от неосознанных форм поведения к их осознанию.

В)  Воссоединение с внутренним ребенком.

На данном этапе тренер должен  особенно внимательно следить за процессами, происходящими в группе. Участники уже открыто обсуждают  реальные проблемы и трудности, делятся чувствами по  поводу происходящего. Детские ощущения и переживания вновь переживаются ими, но уже из состояния  «здесь и теперь» - в ситуации социальной поддержки, взаимопонимания, бережного отношения к себе и другим членам группы. Переживания могут вызывать у участников очень бурные реакции: слезы, агрессию на ведущего и других членов группы, признание собственной беспомощности или наоборот -  смех, отрицание собственных проблем.

Основная задача тренера на этом этапе помочь участникам интериоризировать опыт «детских»  переживаний, объединить его со своим актуальным опытом и научиться использовать свои вновь обретенные возможности для разрешения проблем. Он помогает участникам «увидеть себя со стороны», получить обратную связь от окружающих, осознать возможности выхода из кризисных ситуаций.

 3. Осознание собственных  стратегий  поведения и ресурсов.

На этом этапе происходит более полное осознание участниками собственных проблем, трудностей и возможностей их разрешения. Участники вплотную подходят к пониманию себя, начинают оценивать свое поведение с разных позиций: «я могу», «я не могу», отношение к своим ошибкам, еще недостаточной ресурсной состоятельности. Происходит переосмысление системы взаимоотношений с окружающими, начинается поиск новых паттернов поведения.

 4.Переосмысление и модификация стратегий  поведения и ресурсов.

Участники тренинга переосмысливают свои поведенческие стратегии, ищут новые более адаптивные формы поведения. Составляют планы на будущие изменения. Данные изменения закрепляются при помощи проведения ролевых игр. Задача ведущего на этом этапе – поддержать у участников  мотивацию на изменения, сделать акцент на возможном использовании в жизни  имеющихся у них  ресурсов. Чтобы добиться этого ведущий активизирует социально-поддерживающую атмосферу в группе, чтобы участники могли получить позитивную обратную связь – со стороны друг друга. В результате участники начинают использовать и развивать позитивные аспекты своей личности. Выявляется группа лидеров, желающих участвовать в дальнейшей  профилактической работе.

 5.  Систематизация происходящих изменений и полученных знаний.

В конце тренинга ведущий помогает участникам обобщить весь опыт, полученный на занятиях, привести все в систему. Он  еще раз проводит параллели между проблемами, возникающими в жизни,  неэффективными  стратегиями их разрешения и  возникновением зависимости от психоактивных веществ,   мотивирует участников тренинга на использование имеющихся у них ресурсов,  создание у себя в семье и коллективе системы социально-поддерживающих отношений.

Тренер обсуждает с  участниками  планы на будущее. Закрепляет тенденции к изменениям. Помогает смоделировать жизненные ситуации, в которых группа смогла бы использовать и закрепить полученные знания и применить новые формы поведения. Выясняет удовлетворенность работой.

Данная модель используется нами в работе с детьми, учителями, родителями и специалистами. Однако работа со специалистами имеет свои отличительные особенности. Помимо тренинговой формы занятий используются также  лекционные  и семинарские занятия.

  Профилактическая работа с детьми и подростками.

Профилактическая работа с детьми и подростками может проводиться с использованием различных программ. Главное в ней - соблюдение определенных принципов и требований. Эти программы имеют свои специфические особенности в зависимости от возраста участников. В практике профилактической деятельности может использоваться следующая структура.

Программа состоит из 18 занятий, которые проводятся в течение 2 часов 2 раза в неделю. Это желательное временное распределение.

До и после цикла занятий проводится тестирование с целью определения эффективности программы и необходимых изменений, которые могут быть в нее внесены в дальнейшем. Обязательно исследуется отношение участников к программе. Очень важно, чтобы оно было позитивным. Если участники рассматривают программу, как обычные уроки, из этого следует, что ее ведущие используют не верные ролевые позиции и нуждаются в дополнительном инструктировании и обучении. Характер и стиль проведения программы для детей и подростков должен соответствовать их возрасту, быть привлекательным, а само участие в программе значимым для участников. Если у членов группы возникает сопротивление, следует тщательно проанализировать ситуацию, определить причины и пути их устранения.

Темы занятий программы:

1.  Представления программы, знакомство. Ознакомление с задачами и правилами группы.

2.  Понятие личности. Структура моей и твоей личности. Кто Я? Кто Ты? Что во мне и в тебе есть? Понятие границ личности. Развитие личности.

3.  Чувства. Сложности идентификации чувств. Выражение чувств. Отделение

чувств от поведения. Формирование умения осознавать, что со мной

происходит, анализировать собственное состояние.

4.   Отношение к себе, самооценка, развитие и личностный рост. Ценность моей и твоей личности.

5. Информация о действиях и последствиях употребления психоактивных веществ. Понятие зависимости. Зависимость как деструктивная форма защиты личности, как иллюзорный способ ухода от проблем. Мое отношение к алкоголизму и наркомании.

6.   Человек как социальное существо. Общение. Формирование навыков общения.

7.   Человек как социальное существо. Формирование навыков эмпатии, умения принимать и оказывать поддержку, разрешения конфликтных ситуаций. Самооценка и отношение к другим. Принятие себя и другого как личности.

8.   Человек как сексуальное существо. Проблемы общения между мальчиками и девочками.

9.   Семья как единый организм. Понятие здоровой семьи и её отличие от семьи дисфункциональной. Зависимость от психоактивных веществ в семье. Какой я вижу свою будущую семью.

10. Понятие группового давления и принятие собственного решения. Навыки выражения и отстаивания собственного мнения, поиск компромиссов, умение противостоять групповому давлению. Понятие насилия и права защищать свои границы.

11. Формирования навыков заботы о себе и защиты своего Я. Умение говорить “Нет”

12. Развитие заболевания зависимости от психоактивных веществ  и выздоровление. Выбор и ответственность. Альтернативные употреблению психоактивных веществ способы  решения проблем и время провождения.

13 -15. Понятие стресса и проблем разрешающего поведение. Формирование навыков  оценки проблемной ситуации и принятия решения. Способы решения проблем, личностных сложностей. Понятие личностных кризисов.

16. Формирование умения ставить перед собой краткосрочные и перспективные цели и достигать их.

17. Понятие морали и нравственности, смысла жизни и личностных ценностей.

18. Завершение работы, подведение итогов.

Требования к ведущим группы.

1. Ведущий должен иметь достаточное представление о проблеме употребления ПАВ, обладать необходимыми знаниями и информацией. Ему надо очень ясно понимать что:

·     Зависимость от психоактивного вещества - это комплексное  хроническое заболевание, имеющее определенные причины, симптоматику и развитие,  это болезнь, имеющая биологические, психологические, социальные и духовные корни, что это семейное заболевание.

·     Подростки имеют вполне определенные физиологические возрастные особенности, и они  имеют право  быть не такими как взрослые люди.

·     Существует группа риска  по развитию зависимости от психоактивных веществ среди подростков. Ведущий должен уметь ее определить.

2.   Ведущий должен иметь свою собственную определенную позицию по отношению к употреблению психоактивных веществ. Подростки, как никто другой, остро чувствуют  ложь и замешательство взрослых.  До начала работы  по предлагаемым программам,  ведущий должен прояснить для себя какое место в его жизни занимают психоактивные вещества  и быть готовым говорить об этом с детьми. По опыту составителей данного пособия в 80% случаев ребята на занятиях  спрашивают ведущего о том, пьет ли он спиртные напитки, курит ли сигареты,  и если да, то зачем. Ведущие профилактических программ для детей и подростков должны стремиться к полному исключению психоактивных веществ из своей собственной жизни.

3.    Ведущий должен обладать достаточно высоким уровнем личностного здоровья. Ему  самому необходимо быть ответственным за свою жизнь, иметь адекватную самооценку, уметь делать выбор, иметь навыки общения и решения своих личных проблем  - одним словом уметь и иметь все то, что мы хотим  от детей, с которыми работаем. Это  важный момент, потому что иначе ребенок не сможет овладеть необходимыми навыками и решить психологические задачи, которые ставится перед ним в ходе работы по программе.

4.   Ведущий должен обладать определенными профессиональными навыками, а также способностями к работе с детьми и подростками. Далеко не каждый человек, даже обладающий хорошими профессиональными знаниями способен эффективно работать с детьми, устанавливать с ними партнерские отношения. Ведущий до начала работы должен четко осознать, в каких ролевых позициях он будет выступать перед детьми и к каким последствиям это может привести.   Специалисты, имеющие опыт ведения детских и подростковых профилактических групп выделяют следующие важные   способности ведущего: 

·     Умение войти в мир подростков, не нарушая границ личности (своей и подростка);

·     Умение создать безопасную и поддерживающую обстановку;

·     Умение нести знания “между слов”, т.е. умение пользоваться невербальным компонентом общения;

·     Помнить и уважать себя в детском и подростковом возрасте;

·     Знание  подростковых стилей и способов овладения материалом и иметь большой багаж различных форм активности;

·     Уметь получать удовольствие от работы с подростками и веселиться вместе с ними.

Весьма желательно, чтобы ведущих было несколько и уж никак не меньше двух. Такая форма работы как малые группы предполагает не больше 9-10 участников. Соответственно, если в учебной группе  30 человек, то ведущих должно быть не меньше трех. Это значительно облегчает работу тренеров и дает возможность взаимоподдержки, что крайне необходимо в работе с подростками. Кроме того, это помогает анализировать работу ведущих тренинга и, что очень важно, предлагает подросткам для наблюдения пример здоровых партнерских отношений между взрослыми людьми.

 Требования к помещению, в котором проводится профилактический тренинг.

·     Помещение должно быть достаточно просторным для проведения подвижных игр, но не слишком большим, т.к. это нарушает ощущение безопасности.

·     В помещении не должно быть ничего лишнего - предметов, плакатов и т.д.

·     Не должно быть острых и опасных углов.

·     Помещение всегда должно быть одним и тем же, иначе нарушается ощущение безопасности.

·     Помещение должно быть не проходным и не просматриваемым для посторонних.

·     Стулья должны быть легко перемещаемыми и не скрепленными друг с другом,  иногда их приходится отодвигать к стенкам.

·     В помещении должно быть достаточно светло.

·     Помещение должно достаточно звукоизолированно – в процессе проведения тренинга часто бывает шумно.

·     В помещение не должны проникать посторонние звуки.

·     Дверь должна быть закрыта на время занятий.

·     Оптимально, если есть возможность сидеть и лежать на полу.

·     Должна быть возможность крепить ватман к стенам.

·     Помещение должно быть проветриваемо.

 Основные компоненты работы с детьми и подростками.

Профилактическая работа должна включать в себя три  компонента.

1.   Образовательный компонент.

Специфический  -  знание о действии психоактивных веществ на сознание и  организм человека, о механизмах развития зависимости,  последствиях, к которым она приводит.

Цель:  научить  подростка понимать и  осознавать, что происходит с человеком  при употреблении  психоактивных веществ.

Неспецифический  -  знание о себе, понимание своих чувств, эмоций, знание о  возможных способах работы с ними, заботы о себе.

Цель: формирование развитой Я - концепции  у   подростка.

2.   Психологический компонент - коррекция определенных психологических особенностей подростка, являющихся факторами риска употребления психоактивных веществ, создание благоприятного  доверительного климата в  коллективе, психологическая адаптация подростков из группы риска и др.  Работа с чувствами вины, страха, неуверенности в себе, проблемами  ответственности, принятия решений, чувством личной защищенности.

Цели:  психологическая поддержка подростка, формирование адекватной самооценки, формирование навыков принятия и выполнения решений, умения сказать “нет”, отстоять свои границы, определять и нести  ответственность за себя, свои действия и свой выбор, умения обратиться в случае необходимости за помощью.

3.   Социальный компонент - помощь в социальной адаптации подростка, овладение навыками общения, решение проблемы занятости и т.д.

 Цель: Формирование социальных навыков необходимых для  здорового образа жизни.

 Примерная структура каждого занятия

Этапы

Время

Задачи

Средства

Роль ведущего

Приветствие

 

Обозначить начало занятия, создать особую атмосферу, подчеркнуть безопасность.

Определенные ритуалы.

Обеспечить для каждого участника максимально комфортное вхождение в группу.

Начало работы

5 - 10 мин.

Самоопределение участников (с чем они пришли на группу, как себя сейчас ощущают).

Ритуализированная форма, которая каждый раз наполняется новым содержанием.

Предоставить каждому участнику возможность поделиться своими переживаниями, помочь осознать и принять свои чувства.

Разминка

5 - 10 мин

1.Объединение, сплочение группы.

2.Развитие межличностных связей.

3. Включение в совместную деятельность.

Более или менее подвижные игры с четко определенными правилами.

1. Обозначение правил и границ.

2. Обеспечение безопасности участников.

Работа по теме

30 мин

Задачи соответствуют теме занятия.

Самые разнообразные формы активности (игры, рисование, элементы психодрамы и т.д.).

1. Дать определенную информацию в доступной форме.

2. Предоставить возможность выразить свои чувства.

3. Помочь овладеть новыми навыками, основываясь на полученной информации.

Разминка

10 - 15 мин

 

 

 

Работа по теме

25 мин

 

 

 

Завершение занятия

10мин

1.Возможность «выплеснуть» накопившееся напряжение.

2. Завершение работы в позитивном эмоциональном состоянии.

Подвижные и/или релаксационные игры.

Обеспечение безопасности участников.

Прощание

 

Обозначить конец занятия.

Определенные ритуалы.

Эмоциональная поддержка детей.

Пример одного занятия профилактической программы для подростков.
Тема: Понятие личности. Структура моей и твоей личности. Кто Я? Кто Ты? Что во мне и в тебе есть? Понятие границ личности. Развитие личности.

Цель: Сфокусировать внимание участников на собственном мироощущении, прикоснуться к понятию ценности каждой личности. Ощутить похожесть и индивидуальность отдельных людей.

1.Начало работы. Продолжительность 15 минут.

Цель: Обозначение перехода к особой атмосфере в группе, введение в тему занятия

Методы: обмен чувствами, 10 определений «Кто Я?», обсуждение и повторение правил.

Оборудование: бумага, ручки.

Материалы для тренера:

Упражнение «Кто Я».

Участники пишут 10 определений, отвечающих на данный вопрос. Техника  направлена на осознание и формирование я-концепции, помогает разобраться в себе, дает возможность подросткам самопрезентироваться. Техника может вызвать бурные реакции участников- слезы, смех и т.п.

2.Разминка.  Продолжительность 10 минут

Цель: Разрядка, сплочение.

Методы: «Я никогда не...» или любая подвижная игра

Заметки для тренера: в качестве разминки можно использовать любую подвижную игру.

Материалы для тренера:

Упражнение «Я никогда не…»

Участники по очереди говорят фразу, начинающуюся со слов «Я никогда не..». (Например - «Я никогда не прыгал с парашютом»). Остальные участники загибают по одному пальцу на руке, если для них утверждение не верно (т.е. они, например, прыгали с парашютом).

Тренер заранее говорит, что фразы должны соответствовать реальности.  Выигрывает тот, у кого останется последний не загнутый палец на руках.  Упражнение дает возможность завязать знакомство в игровой форме, разряжает обстановку.

3.Работа по теме занятия. Продолжительность 25 минут

Цель: Осознание себя как ценной личности.

Методы: мозговой штурм  на тему «Из чего состоит личность»

Материалы: ватман, маркеры.

Заметки для тренера: важно следить за соблюдением правил мозгового штурма, главное из которых – признание ценности любого мнения.

4.Разминка. Продолжительность 10 минут

Цель: формирование позитивной «Я-концепции».

Методы: Рисунок «Что мне нравится в себе»

Оборудование: бумага, фломастеры.

Заметки для тренера: важно поддерживать участников в поиске позитивных сторон личности.

Материалы для тренера:

Рисунок «Что мне нравится в себе».

Рисунок на чистом листе на данную тему или надписи на бланках (например, на листе нарисованы пустые шарики, звездочки и т.д., которые надо заполнить информацией о себе на заданную тему). По желанию можно показать рисунок группе и рассказать о нем. Помогает формированию позитивной самооценки, внимания к собственной личности и к особенностям другого.

5.Работа по теме занятия. Продолжительность 20 минут.

Цель: осознание собственных границ и права защищать свои границы

Методы: игра в границы «Скажи стоп!»

Заметки для тренера: собственное участие в игре необязательно.

Материалы для тренера:

Игра в границы «Скажи стоп».

Участники по очереди подходят друг к другу. Тот, к кому подходят, должен сказать «Стоп», тогда, когда, на его взгляд, партнер приблизился на оптимальное расстояние. Игра направлена на осознание собственных физических и психологических границ.

6.Завершение работы. Продолжительность 10 минут.

Цель: сплочение группы, навык разговора о чувствах

Методы: завершающий обмен впечатлениями.

Материалы для тренера:

Игра «путаница».

Каждый из участников берет за руки двух других, стоящих, далеко друг от друга. Задача – «распутаться» не разнимая рук. Игра направлена на сплочение, выработку бережного отношения друг к другу, снятие возбуждения. В ней могут принимать участие 5-10 ребят.

Профилактика употребления наркотиков, алкоголя и других психоактивных веществ в семье.

Базовой концепцией семейной профилактики является концепция социальной поддержки. Именно формирование семьи как социально-поддерживающей системы является основой профилактической деятельности. В рамках семейной профилактики используются различные программы.

Первый уровень семейных программ – программы для родителей детей и подростов, включенных в профилактическую систему. В рамках этой работы используется ряд аспектов:

·  Мотивация родителей на включение в программную деятельность, анализ внутрисемейных отношений, изменение деструктивных паттернов поведения на конструктивные.

·   Проведение профилактических тренингов для родителей и всех членов семей.

·   Индивидуальная работа с родителями.

· Кроме этого в рамках программ первичной профилактики организуются «родительские экспертные советы», в задачи которых входит экспертиза профилактической программ, проводимых с их детьми, оценка ее эффективности, безопасности, определение фактов несогласия, замечаний по поводу тех или иных детских или семейных программ, разъяснение другим родителям и детям смысла и задач профилактической деятельности.

· Важность включения родителей в профилактическую активность связана с необходимостью формирования семейной, школьной и общественной антинаркотической политики. Для достижения этой цели родители становятся одним из ведущих и высоко мотивированных групп населения.

В рамках профилактической работы с родителями и семьей в целом весьма эффективными являются семинары-тренинги, цель которых:

a.  Осознание и понимание смысла детско-родительских отношений.

b. Проработка ролевых позиция (Я - ребенок, Я - взрослый, Я - родитель) и внутрисемейных стратегий построения взаимоподдерживающих отношений.

c. Работа с самоидентификацией и Я – концепцией родителей.

d. Проработка личностных проблем, берущих начало из детства и семейных стереотипов родителей.

e. Осознание ответственности за собственную позицию в семье и свое поведение, а также за развитие позитивных изменений в семейной системе.

f. Осознание и развитие личностных и личностно-средовых ресурсов, на основании которых может быть сформировано более эффективное поведение и система семейных взаимоотношений.

g.  Развитие этих ресурсов в родительских и детско-родительских тренинговых группах.

h.  Развитие поддерживающих стратегий поведения в семье.

Примером таких тренинговых программ могут служить «субботние» семейные программы. В рамках этих программ проводится тренинговая профилактическая работа по субботам в течение четырех часов: 1 час – тренинг с родителями; 1 час – тренинг с детьми; 1 час – детско-родительский тренинг и 1 час – индивидуальные консультации и ответы на вопросы.

Интересным опытом является программа для учеников 11 классов средней школы «Когда я захочу иметь семью» и для студентов высших учебных заведений «Готовность к построению семейных взаимоотношений».

Для семей, в которых обнаруживаются проблемы и трудности внутрисемейных взаимоотношений, специально подготовленными специалистами  проводится системная  семейная психотерапия.

Особое место в системе семейной профилактики занимают специальные программы. Их необходимость связана со следующими обстоятельствами.

·   Многие дети из семей с низким экономическим достатком становятся не только потребителями наркотиков, но и звеньями в цепи их распространения. Они используются структурами наркобизнеса как «дешевая рабочая сила», способная приблизить наркоторговлю к потребительскому рынку  (распространять наркотики в школах, дискотеках, местах развлечений подростков и молодежи). Такие дети, не имея средств к существованию, получают деньги и дозу наркотика бесплатно и за эту мизерную плату расширяют рынок наркопотребителей.

·   По данным ряда исследователей использование наркотиков и других психоактивных веществ бездомными и беспризорными детьми до семи раз выше, чем наркотизация тех детей, которые имеют дом и семью. В связи с этим необходимо развитие специальных программ для бездомных детей и детей, проводящих основное время на улицах. Для этих целей необходима специальная подготовка специалистов в области социальной работы и развитие системы специальных многоступенчатых реабилитационных центров, имеющих низко пороговые структуры (например, клуб для детей, проводящих основное время на улицах), стационарный, полу стационарный и амбулаторный этапы реабилитации.

·    Чрезвычайно загруженные работой родители, естественно, проводят меньше времени со своими детьми, уделяя им недостаточно внимания и слабо осуществляя мониторинг их время провождения. Повышенная занятость родителей на работе приводит к росту риска поведенческих проблем и связанной с ними зависимостью от наркотиков, алкоголя и других психоактивных веществ у детей и подростков. В связи с этим необходимо развитие специальных программ для  детей, родители которых не могут уделить им достаточного воспитательного внимания из-за особой занятости на работе.

·     В современном обществе существует проблема, связанная с изменением нормативных воспитательных и ролевых позиций в семье, увеличением числа чрезвычайно загруженных работой женщин, в семьях которых смещены родительские роли. Воспитанием детей в таких семьях часто занимаются посторонние люди - воспитатели, няни и т.д. Такие дети лишены родительской ролевой модели и не могут ориентировать свое поведение на конкретный пример. Это - ситуация особого риска поведенческих нарушений. Такие дети также нуждаются в специальных профилактических программах.

·    Дети, воспитывающиеся преимущественно бабушками и дедушками также менее стрессоустойчивы и адаптивны, чем их сверстники, воспитывающиеся родителями. У них существует риск деформации Я-концепции в процессе развития и слабого развития личностных копинг-ресурсов. Такие дети также нуждаются в специальных профилактических усилиях.

·    Дети, живущие в семьях с одним родителем, чаще имеют эмоциональные проблемы, чем их сверстники, трудности успеваемости и адаптации в школе, что является выраженным фактором риска формирования зависимости от психоактивных веществ. Им необходим специальный профилактический подход.

·     Дети с нарушенным развитием и формирующейся патологией характера во много раз чаще употребляют наркотики и другие психоактивные вещества (National Center on Child Abuse and Neglect, 1994). Они нуждаются  в специфических программах специальной стационарной и амбулаторной терапии.

·     Матери-подростки имеют, как правило, мало адекватной социальной поддержки, менее способны, чем взрослые матери справляться с кризисами и чаще употребляют наркотики, используя их  как паллиативное средство избегания стресса (Department of Health and Human Services, 1993). Эти подростки нуждаются в программах социальной поддержки и преодоления стресса.

Подготовка специалистов в области первичной профилактики

(сценарная запись одного из фрагментов тренинга для специалистов)

Какой бы ни была правильной, научно обоснованной и глубокой теория, закладывающая основы системы профилактики злоупотребления психоактивными веществами, без подготовленных специалистов, владеющих этой теорией, воплощающих ее в практику, она останется только лишь теорией, в лучшем случае интересной для самих создателей и ученых. К тому же, профилактика – это область деятельности, в которой человек является и объектом, и субъектом воздействия.  От уровня подготовки специалистов, от их профессионального и личностного самосознания, способности, оставаясь взрослыми, понимать и поддерживать тонкие ростки детских душ, зависит очень многое.

Эти специалисты, по сути дела,  должны стать проводниками для путешественников, странствующих по маршруту «Детство – Отрочество – Юность». Маршрут этот нелегок, множество препятствий, а порой и опасностей таится на его пути. Поэтому так важно, чтобы рядом были старшие друзья, у которых была бы карта этого маршрута с указанием наиболее сложных переходов и участков. И еще. Проводники должны не только по карте знать этот маршрут. Они должны, что называется, «истоптать» его своими ногами, чувствовать и видеть его. Это значит, что специалисты по профилактике должны многое знать:

-        о том реальном мире, в котором растут наши дети;

-        о самих детских душах, их психологии на разных этапах роста;

-        о самих себе – уже, будучи взрослыми и  когда сами были детьми;

и многое уметь. И, прежде всего,  уметь быть рядом с ребенком, разделяя его радости и горести роста, обучая его преодолевать сложности и проблемы, овладевать этим миром, а не избегать его, то есть они должны быть настоящими Проводниками между страною Детства и миром Взрослых.

 

Конечно, эти задачи глобальные, их не возможно решить полностью  ни за один день тренинга, ни за весь тренинг, даже за цикл тренингов. Эта задачи –   на всю жизнь, особенно для тех, кто решил посвятить ее детям.

Но, как говорится, на берегу научится плавать невозможно. Поэтому мы и проводим тренинги по обучению   специалистов профилактике злоупотребления психоактивными веществами.

Наши участники – это молодые люди, психологи, педагоги которые заканчивали обучение в педагогическом институте и готовились работать с детьми и подростками в школах.

Нам вместе предстояло провести 5 дней глубокого погружения в теорию и практику профилактики, знакомясь с этим видом деятельности на собственном опыте.

Начало тренинга – это всегда преодоление большего или меньшего  сопротивления, которое проявляется у участников в тревожном ожидании «Нужно ли мне присутствовать здесь? Что здесь будет происходить? С пользой ли для себя я проведу это время?».

Чтобы справиться с этим фрустрирующим состоянием большинство участников прячут свои переживания за маски различных социальных ролей. Это помогает им структурировать ситуацию,  использовать  ритуальные формы общения, прогнозировать поведение окружающих людей. И в основном, это роли Учеников. А мы, ведущие, должны, соответственно, исполнять роль Учителей. Тетрадки, ручки, внимательные ученические глаза устремлены на нас…

Важно не застрять на   этапе ролевого восприятия друг друга, а перейти к более открытому личностному общению. Поэтому мы разрушаем стереотип ученического класса и просим всех сесть в круг. Знакомимся: кто мы, откуда, что мы хотим от этого тренинга, какие чувства испытываем сейчас. Все участники круга представляются, круг становится как будто теснее.

Ведущие также представляются сами и представляют программу, по которой проводится обучение, ее цели, задачи и методы работы.

Далее, прежде чем перейти к практическим заданиям, необходимо дать общее для всех участников понимание, что такое профилактика зависимости от психоактивных веществ.

Когда некоторые вопросы, связанные с теорией профилактики обсуждены, мы можем перейти непосредственно к практике.

В тренинге, в отличие от академического обучения, участники имеют возможность на собственном опыте понять и прочувствовать  наиболее важные аспекты профилактической работы, овладеть практическими навыками. Тренинг также дает возможность исследовать свои модели поведения и различные аспекты собственной личности, экспериментируя,  изменяя что-либо в себе и помогая меняться другим участникам.

Но для того, чтобы мы могли использовать эффективно эту форму обучения, у участников должно быть чувство защищенности. Это касается как работы с детьми, так и работы с взрослыми.

Одним из требований тренинга по профилактике является  безопасность среды. Речь идет о безопасности  как физической, так и психологической. Безусловно, мы не стремимся создать благодушную бесконфликтную атмосферу «сонного царства». Нет, но то пространство, в котором мы пытаемся прикоснуться к миру детства, исследовать его, возможно, что-либо изменить в нем, ДОЛЖНО БЫТЬ СВОБОДНО ОТ НАСИЛИЯ!!

Нам надо очень хорошо осознать одну важную истину, касающийся как детей, так и взрослых, которая открылась одному приходскому священнику, в течение пятидесяти лет принимавшему исповедь: «Во-первых, что люди куда более несчастны, чем кажется… и еще одна фундаментальная вещь – что взрослых людей на свете не существует».

Это требование, которое необходимо помнить всем специалистам, помогающим  людям, особенно это касается тех, кто работает с детьми.

Большое значение для безопасности имеет принятие совместно выработанных правил поведения в тренинге.

 

 

  Copyright © 2000-2002  Фонд СПП / ННЦН ОП 23/04/03